анонсы статьи
новости
10.4.2025
Медиаконференция в Москве

31.3.2025
В Москве с 3 по 5 апреля пройдёт христианская Медиаконференция

21.3.2025
В Издательском совете прошла конференция «Христианская этика и социальная справедливость»

27.2.2025
50 христиан подверглись нападению во время воскресной церковной службы в Индии

12.2.2025
Помощь голодающим

24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском
Псалом-панегирик

Андрей Суховский, Санкт-Петербург

Соломон и Давид
Соломон и Давид
Псалом 44 входит в цикл мессианских псалмов. Верующие усматривают в хвалебных песнях царю прославление Мессии. Если смотреть на этот псалом через призму откровения о царстве Иисуса Христа, проблем не возникает. Бог достоин сугубой хвалы. Однако изначально этот псалом был адресован не Христу. Полагают, что сыны Кореевы посвятили хвалебную песнь Соломону. Повод – его женитьба на дочери фараона (3Цар. 3:1).

Перед нами придворный панегирик, славословие действующей власти. При этом сыны Кореевы не скупятся, расточая любезности. Не Мессия здесь уподобляется царю, а царь – Мессии. «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки» (Пс.44:3). И даже так: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс.44:7,8).

Представьте, если бы кто-то стал прославлять подобным образом ныне действующих политиков. Конечно, они не чета Соломону. Но ведь и Соломон был не без греха, и мы помним, что он не оправдал славословий, данных ему авансом. Так или иначе, эта «песнь любви» находится в Псалтири. Мы видим, как среди хвалы, звучащей к Богу, затесался псалом, беззастенчиво прославляющий человека, панегирик царю. Стих созданный для исполнения не в храме, а во дворце. Возникает два вопроса:

Во-первых, разве можно так прославлять власть?

Во-вторых, разве можно размещать такое славословие в Псалтири?

На первый вопрос можно сразу ответить отрицательно. Человеческая власть не достойна подобных «аллилуй», особенно из уст левитов, чьей задачей было прославление Бога. Отношение церкви к светской власти не должно быть сервильным. Надеющиеся на князей будут постыжены.

Второй вопрос более сложен. Почему эта ода царю в Псалтири? В своем буквальном значении текст представляется образцом придворной лирики, а возможно даже и пропаганды. Однако важен другой смысл, который и разглядела в псалме община верующих. Праведный, мудрый царь становится прообразом истинного Помазанника. Аллегорическое толкование псалма приводит нас к образам Мессии-царя, Церкви-невесты, брачного пира Агнца и воцарения Божьей справедливости на земле. Буквальное значение текста, конечно, должно учитываться, но вряд ли стоит им ограничиваться.

Око-личности
Иисус Библии и «Иисус» New Age

Самая важная новость этих дней

Не всем «позитивным» голосам стоит верить

Истина имеет значение

Нет, Илия не реинкарнировался

В поисках себя. О романе «Дыхание озера» Мэрилин Робинсон

Коварство скрытого выбора

Неважно, какой ты веры?

«Откровение Иисуса Христа»

Роберт Сапольский и (не)свобода воли

Самостоятельный поиск истины

Чехов, Белград и мистика. О романе Нади Алексеевой «Белград»

Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»
  Следующие 20 >>