Псалом 44 входит в цикл мессианских псалмов. Верующие усматривают в хвалебных песнях царю прославление Мессии. Если смотреть на этот псалом через призму откровения о царстве Иисуса Христа, проблем не возникает. Бог достоин сугубой хвалы. Однако изначально этот псалом был адресован не Христу. Полагают, что сыны Кореевы посвятили хвалебную песнь Соломону. Повод – его женитьба на дочери фараона (3Цар. 3:1).
Перед нами придворный панегирик, славословие действующей власти. При этом сыны Кореевы не скупятся, расточая любезности. Не Мессия здесь уподобляется царю, а царь – Мессии. «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки» (Пс.44:3). И даже так: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс.44:7,8).
Представьте, если бы кто-то стал прославлять подобным образом ныне действующих политиков. Конечно, они не чета Соломону. Но ведь и Соломон был не без греха, и мы помним, что он не оправдал славословий, данных ему авансом. Так или иначе, эта «песнь любви» находится в Псалтири. Мы видим, как среди хвалы, звучащей к Богу, затесался псалом, беззастенчиво прославляющий человека, панегирик царю. Стих созданный для исполнения не в храме, а во дворце. Возникает два вопроса:
Во-первых, разве можно так прославлять власть?
Во-вторых, разве можно размещать такое славословие в Псалтири?
На первый вопрос можно сразу ответить отрицательно. Человеческая власть не достойна подобных «аллилуй», особенно из уст левитов, чьей задачей было прославление Бога. Отношение церкви к светской власти не должно быть сервильным. Надеющиеся на князей будут постыжены.
Второй вопрос более сложен. Почему эта ода царю в Псалтири? В своем буквальном значении текст представляется образцом придворной лирики, а возможно даже и пропаганды. Однако важен другой смысл, который и разглядела в псалме община верующих. Праведный, мудрый царь становится прообразом истинного Помазанника. Аллегорическое толкование псалма приводит нас к образам Мессии-царя, Церкви-невесты, брачного пира Агнца и воцарения Божьей справедливости на земле. Буквальное значение текста, конечно, должно учитываться, но вряд ли стоит им ограничиваться.
Око-личности