Заговорили об антиклирикальных настроениях в нашем обществе. Тема, как говорится, назрела: дикие выходки вандалов в храмах, варварское поругание святынь – это как вспышки протуберанцев, пугающие население. Однако куда более существенным представляется внутренний нагрев, который выходит на поверхность в виде вспышек то глухого ворчания, то невысказанных обид или громкого недовольства по поводу действий церкви.
Из разных сфер думающие люди высказались по теме: кто как мог, понимал, знал или был наслышан. Обширные публичные рассуждения растекались в двух главных направлениях: первое – утверждения, что растет как сама церковь, так и ее роль в обществе, и далеко не всем это нравится; второе – критика деятельности церкви и ее служителей от умеренной и доброжелательной до низкой и неприемлемой. Все это на совести выступивших, ведь знаем же мы, что за каждое праздное слово ответим.
Подумалось, а ведь не встретился в шуме этих голосов ни один возглас радости по поводу нападок: ни со стороны церковнослужителей, ни от самих верующих. В седые времена ликование было возможно. Наверное, потому что тогда еще помнили апостольские слова: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим…» В те позабытые времена точно знали: чем больше нападок на церковь и неприятностей у ее служителей, тем она крепче. А неприятности были и впрямь нешуточные, за веру и лишения принимали, и Богу душу отдавали.
Уместно или нет, но перенесемся слегка на работников шоу-бизнеса. Те от счастья прыгают, когда о них везде трубят, сами приплачивают, и немало, лишь бы их имена всегда были на слуху, какие-то дутые скандалы затевают, одним словом пиарятся из последних сил. Потому что знают: это работает! Там очень неглупые люди трудятся и, кстати, давно за храмовыми ритуалами подсматривают, немало чего из них утащили себе на радость. Впрочем, это другая тема. А если вернуться к нашим скандалам, то опять же: ну не подарок ли такой шум вокруг страшных нападок на святыни. Тут бы радоваться, а не сетовать! Трудно вообразить лучшую рекламу и притом совершенно бесплатную.
Но не об этом речь. Вот интересный вопрос, казалось бы, к теме не относящийся, но, как представляется, многое раскрывающий: зачем люди вообще идут в христианскую церковь, что они там ищут? В христианскую церковь, независимо от деноминаций и конфессий? Ведь, кроме РПЦ, существуют у нас, как ни странно это прозвучит, и другие христиане: баптисты, лютеране, харизматы… Зачем все они наполняют церкви, как справедливо замечено, сегодня умножающиеся?
Самый распространенный ответ: стало модно посещать храм. Что ж, мода преходяща, быстро меняется. И дело, видимо, не совсем в моде, а в желании стихийно следовать туда, куда все. В нашем народе это самая стойкая традиция. Побежали люди в храмы – и я за ними.
Зачем вам нужна церковь? Этот вопрос я задавала разным верующим, принадлежащим к разным христианским церквам. Ответы были тоже самыми разнообразными:
«В церкви красиво, хорошо поют, там отдыхаешь душой».
«Помолиться за здоровье, удачу, поставить свечку, чтобы повезло».
«В церковь надо идти накануне Пасхи, чтобы освятить яйца. И одно яйцо обязательно надо сохранить до следующей Пасхи, тогда беда обойдет твой дом стороной».
«Если вся община будет молиться за моего сына, он перестанет пить».
«Если я не пропущу ни одной службы и буду много жертвовать, мой муж, бизнесмен, не разорится».
«Хочу удачно выйти замуж, создать здоровую, дружную семью, родить не менее трех детей».
«Почему я хожу? Не знаю, просто родители мои ходили, дедушки и бабушки, значит, так надо, такой порядок».
И другое, порой самое неожиданное можно услышать от тех, кто посещает храмы. Многие закрываются, выражая праведное возмущение: «Как можно задавать такой вопрос? Ведь это настолько интимно!»
Но что дальше? Проходит время, и с печальной неизбежностью выясняется, что церковь – это не музей и не театр, где красиво и дают увлекательное представление для отдохновения души. Что, несмотря на «охранное пасхальное яйцо», в дом постучалась беда. Сын-алкоголик пить не перестает, а женщина, которой стукнуло сорок, жениха в церкви так и не нашла, семьи не создала…
Разочарование – вот то, что испытывают люди, когда не получают исполнения своих душевных чаяний и мечтаний. Рушится их надежда на чудодейственную помощь церкви в их житейских делах, и таких разочарований сейчас встречается все больше и больше. За разочарованием идет обвинение.
В Великом Устюге средь бела дня тридцатишестилетний местный житель в присутствии верующих и священнослужителей топором изрубил иконы в храме Прокопия Праведного. По сообщениям, было осквернено 40 святынь, имеющих духовную и историко-культурную ценность.
До крещения Руси, до икон и святынь, как известно, были идолы, деревянные истуканы, которых тоже в гневе рубили топорами или жгли огнем, если те не давали дождя, победы в бою или ребенка родителям. Тут сразу заявляю, что я ни в коем случае не ставлю знак равенства между православными святынями и идолами, так как с пониманием отношусь к поклонению им и иконам. Речь о том, что язычество, нашедшее опору в наших душах, поистине неизбывно. Не имеет принципиального значения, в каких формах оно проявляется, или к какой конфессии принадлежит христианин – в душе своей язычник.
Идол заслоняет Христа – это и поклонение золотому тельцу, и жажда власти, почестей, стремление к сиюминутным удовольствиям, к исполнению эгоистических желаний во что бы то ни стало, и оскорбительная нетерпимость к инакомыслящим, инаковерующим, и многое-многое другое. Идол – истинный бог язычника, и пока мы в душе язычники, антиклирикальных настроений не избежать.