анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Кшиштоф Занусси: всё стало банальным...

Андрей Рябенко, Москва

Кшиштоф Занусси
Кшиштоф Занусси
21 мая 2012 г. в Культурном центре «Покровские ворота» состоялась встреча с выдающимся польским режиссером Кшиштофом Занусси, модератором которой выступил Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда.

Кшиштоф Занусси является лауреатом множества кинофестивалей, в том числе XXII Московского международного кинофестиваля.

Как оказалось, Кшиштоф является ревностным католиком и в совершенстве владеет русским языком.

Говорили о культуре, которую режиссер оценивает очень высоко и считает, что она делает человека лучше. По мнению зарубежного гостя, культура не противоречит христианству, потому что, само христианство является, в том числе культурой.

Культура – это шаг по направлению к идеалу. Это то, что отличается человека от животного. То, что заставляет человека задуматься над смыслом.

Также говорили о соотношении нравственности и вкуса. Кшиштоф Занусси утверждает, что нравственный человек – это тот, у которого хороший вкус. По его мнению, платоновская триада: истина, добро и красота – это стороны одного и того же. Человек, выполняющий добрые поступки уже красив. Нравственные дела эстетичны. Дурной вкус, конечно, не есть грех, но он может привести ко греху.

Проблема нашего времени – безвкусица, китч, который иногда переходит в сакрокитч – сакральный китч, это когда в произведениях высмеиваются святыни.

Возвращаясь к теме культуры, нужно сказать, что в любом искусстве должна присутствовать тайна. В этом смысле, китч – это искусство без тайны. Это плохой вкус, это фальшивая вера, фальшивое святое.

"Очень трудно молиться в храме, который построен на основе человеческой гордости, где пустая архитектура, пустые формы... Есть искусство, которое показывает человеческую честь, что он Богу похож. А есть искусство, которое заносит человека, когда ему кажется,что он выше Бога. Такое искусство я не приемлю", говорил режиссер.

"Что-то исчерпалось в искусстве в наше время, - продолжал Кшиштоф, - Часто парадокс используется только лишь ради парадокса, именно поэтому мы сталкиваемся в современном искусстве с причудливыми, часто безобразными, формами... С другой стороны, нам так хочется, чтобы все было понятно, мы хотим конкретного рецепта. Но искусство не будет искусством, если оно станет выдавать рецепты, если из него уйдет тайна. Произведение искусства нельзя рассказать по телефону».

"Мир, который считает, что все понятно, прозрачно, безопасно – это мир, который потерял свою цель. Никогда мы так хорошо не жили, так вкусно не кушали. Все стало банальным. Мы теряем метафизическую чувствительность. Как нехорошая пища может испортить наше тело, так нехорошая культура может испортить нашу душу".

Также говорилось об освободительном влиянии чувства вины:

"Для кого чувство вины недоступно – тот инвалид. В этом чувстве есть шанс что-то исправить и направить. Вся поп-культура пытается освободить нас от чувства вины. Мы должны осознавать первородную вину, чувство греховности".

Во время диалога, ведущий вспомнил слова М. Бахтина о том, что искусство должно отвечать за жизнь, а жизнь должна отвечать за искусство. К сожалению, сегодня в искусстве этого очень мало.

Во время встречи, режиссер демонстрировал и отличное чувство юмора: «Что произошло с человеком, что ему не стыдно смотреть сериалы, читать таблоиды? Это ужасно. Лично я боюсь идти к зубному врачу, который не читал Чехова».

Эти и многие другие вопросы поднимались во время встречи. Присутствующие активно задавали вопросы.

По завершении официальной части, люди выстроились в очередь для того, чтобы взять у мэтра автограф или просто пожать руку и поблагодарить за творчество.

Данная встреча продемонстрировала тот факт, что христианство - это универсальная и всеобъемлющая религия, которая объединяет нации и культуры. Диалог культур возможен и он необходим. Умение разговаривать и слышать друг друга поможет нам более эффективно доносить Благую Весть многим народам. Эта мысль тоже принадлежит Кшиштофу Занусси.
Слово для тебя
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>