Недавно мне задали вопрос, который можно найти на многих атеистических сайтах. Библия говорит о том, что Бог истребил множество людей - допотопное человечество, египетских первенцев и т.д. Когда что-то подобное делает человеческий правитель, мы называем его жестоким диктатором, а когда Бог - христиане называют Его справедливым и благим. Почему?
Начнем со справедливости. Справедливо ли, например, выгнать человека из квартиры, в которой он живет? Это зависит от того, чья эта квартира. Если я, к примеру, выгнал Вас из Вашей квартиры, я совершил несправедливость. Если Вы живете в моей квартире, и устроили в ней, скажем, бандитский притон - я имею полное право Вас выгнать. Ведь это моя квартира.
Если я, например, забрал Вашу машину - я поступил несправедливо. Но если я давал Вам пользоваться моей машиной, а Вы стали ей злоупотреблять (скажем, давить людей) - я, забрав ее обратно, поступил справедливо, не дав Вам использовать мою собственность во зло.
Библия напоминает нам одну принципиальную вещь - наш мир принадлежит Богу, жизнь - это Его дар, который Он вправе отозвать в любой момент. Диктатор отбирает то, то ему не принадлежит; Бог отзывает Его собственный дар, если мы систематически им злоупотребляем.
Если, скажем, некий благодетель выплачивает мне содержание при условии, что я буду учиться, а я бездельничаю, так что он решает прекратить выплаты, он не совершает несправедливости. Он с самого начала ничего мне не должен.
Бог не обязан наделять нас своими дарами и не совершает никакой несправедливости, если отзывает их назад. Нас скорее должно поражать долготерпение Бога, который долгое время не отбирает своих даров даже когда мы явно употребляем их во зло.
Наступает, однако, момент (он может наступить в истории отдельного человека или целого народа), когда, как говорится в Писании, мера беззаконий наполнилась, и люди лишаются тех Божиих даров, которыми долгое время злоупотребляли.
Но и посылая тем или иным людям физическую смерть, Бог руководствуется неизменной любовью к творению. Физическая смерть - не конец, а этап личного существования. Человек вечен, и Бог видит наше вечное, а не только временное благо - и действует, исходя из этого блага.
В некоторых обстоятельствах (известных Богу, но не нам) человеку лучше пережить физическую смерть в его собственных вечных интересах или интересах других людей.
Таким образом, Бог вправе решать когда, кому и как умереть, в то время как никто из нас не обладает таким правом. Бог знает, когда это лучше для человека и творения в целом.
Мы можем провести следующую аналогию. И хирург, и бандит режут людей. Но у хирурга есть три качества, которые отличают его от бандита. Во-первых, хирург стремится к благу пациента - у него совершенно иные намерения, чем у бандита. Во-вторых, хирург имеет законные полномочия на проведение операции. В-третьих, хирург компетентен - он знает, как правильно провести операцию, чтобы помочь пациенту.
Бог, во-первых, обладает законной властью над творением. Во-вторых, Он всегда заботится о его благе. И в третьих, Он, в отличие от любого человека или ангела компетентен - Он знает, что делает и как Ему привести Его творение к установленным Им благим целям. Поэтому сравнивать Бога с человеческим правителем в этом отношении невозможно. Нам не всегда могут быть понятны действия Бога - как нам не всегда бывают понятны действия врача. Но мы должны просто признать, что Бог компетентен и благ - а мы нет.