Чувства – это ранимая часть человеческой души. Их легко растревожить или даже покорежить. Религиозные чувства – одни из самых важных для человека. И вот мы слышим, что кто-то хочет эти чувства защитить. Разве это плохо? Ведь это будет здорово, если найдется защитная броня от ржавого железа, норовящего поцарапать стекло нашей души.
Но из поэтических образов мы резко переходим в канцеляризм, когда понимаем, что защитником наших чувств пытается выступить государство. Более того, зная и помня, что государственные средства защиты одних, на поверку часто являются средствами нападения на других, мы и здесь начинаем подозревать, что навязанная защита принесет нам только проблемы.
С чего начался весь сыр-бор. Ну, конечно, с хулиганской песни в храме, со спиливания крестов, разрисовывания стен монастырей и прочих неблаговидных дел. А если посмотреть еще и за границы нашей страны, то увидим разнообразие различных неблаговидных дел, оскорбляющие чувства верующих и вызывающие ответную агрессию. Кажется, что неплохо, что нас хотя от этого оградить.
Несомненно, когда кого-то оскорбляют это нехорошо. И желательно это каким-то образом прекратить. Но разве наши нынешние законы недостаточны для того, что бы это сделать?
Вспомним причину появления нового законопроекта. Дело в «хулиганской песне в храме». Разве «хулиганок» не наказали достаточно? Кажется, вполне. Многие замечают (и вполне справедливо), что виновницы получили даже более, чем заслуживали, хотя разговор сейчас не об этом. Два года лишения свободы – за песню. Разве этого мало?
Депутаты, говорят, что нужно усилить наказание. Помилуйте, куда уже усиливать? Но, от депутатов ждать милосердия не приходится. Меня еще в детстве учили, что «государство – это аппарат насилия».
Но, когда я слышу, что представители церквей говорят о необходимости усилить наказание – это меня удивляет. Церковь вместо проповедника милости становится вопрошателем силы. Как известно одним из инициаторов этого усиления является монахиня Ксения Чернега, которая с тоской вспоминает советский УК, где была уже уголовная ответственность за оскорбление религиозных чувств. Интересно, она действительно считает, что чувства верующих в СССР были защищены лучше, чем сейчас без этой статьи? Наверное, она убеждена, что в этот раз такие инициативы должны защитить ее родную конфессию от враждебных нападок и недружественных выпадов. Вот потрясем дубинкой, и никто не вздумает нас оскорблять. А не будет ли само потрясывание дубинкой – уже оскорбительным для кого-то. Причем именно, как оскорбление религиозных чувств в виде выражение собственного религиозного превосходства (что в общем-то пропагандирует практически всякая религия)? Или у инициаторов жестких мер есть уверенность, что дубина находится в надежных руках дружественного государства, и она не превратиться в бумеранг?
Воинственная риторика некоторых деятелей «традиционнейшей религии» уже мало кого удивляет. Что удивляет больше, так это то, что эти требования подхватили некоторые протестантские лидеры. Глава РЦ ХВЕ епископ Эдуард Гробовенко делает заявление в связи с разрушением Дома молитвы церкви ХВЕ Святой Троицы в Москве: «На фоне последних событий, которые происходят вокруг христиан в России, совершенно необходимо вводить статью в российское законодательство, которая бы ужесточала наказание за оскорбление религиозных чувств». Чувства здесь оскорбили, несомненно. Но разве нынешние законы позволяют выгонять верующих из занимаемых ими зданий, воровать имущество, подсылать к ним пьяных «дружинников»? Конечно, нет. Более того, за все эти правонарушения полагаются довольно серьезные наказания. Просто законы у нас не исполняются или исполняются избирательно, что в сущности одно и то же. Так зачем же выступать за введение каких-то новых, неясных санкций о чувствах? Не лучше ли потребовать выполнение тех законов, которые уже существуют?
Другой протестантский епископ (глава РОСХВЕ) Сергей Ряховский тоже выступил с поддержкой инициативы законодателей… Что стало уже привычным. Кажется, он просто улавливает, как сейчас говорят, «сигнал сверху», из соответствующих структур, и выступает с поддержкой очередной государственной инициативы. Интересно, что, сколько Ряховский инициатив не поддерживал, протестантам, от имени которых он берет на себя смелость выступать, это еще не помогло.
Количество нападений на места богослужений протестантов, актов вандализма, в России достаточно велико, много и словесных оскорблений в СМИ и интернете. Но напрямую об этих случаях высшие чиновники никогда не говорят, и вспоминают только особо выбранные ими самими случаи, относящиеся к «любимым» конфессиям. Уголовные дела по фактам нападений не возбуждаются или не доводятся до конца. Откуда есть надежда, что новая статья в законе будет исполняться лучше?
Апелляция к чувствам верующих не новая выдумка. Все это мы находим еще в библейской истории. Вот, как описывает это Хаям Маккоби в своей книге «Революция в Иудее»: "Римские прокураторы, заметив, что евреи - народ, отличающийся необычайно сильными религиозными чувствами, постарались использовать эти чувства к собственной выгоде, поставив под свой контроль еврейское священство. У римлян были все основания думать, что центром еврейского культа является Храм и что главная персона в Храме - первосвященник - является главным объектом поклонения и религиозной верности. Н о в этом римляне ошибались".
Не правда ли достаточно знакомая ситуация. Власть хочет играть на чувствах верующих, пытаясь лучше ими управлять и манипулировать. Но конец у тогдашней истории известен: священство утратило свой духовный и моральный авторитет, да и Храм был в итоге разрушен.
Так и в наше время религиозные чувства становятся просто разменной монетой для госчиновников в их отношениях с «религиозниками». Общее повышенное внимание к религии в мире, религиозно обоснованные восстания в мусульманских странах, активность новых религиозных движений пугают наших руководителей государства. И они пытаются еще одной неумелой мерой приручить неведомый им феномен веры, старясь затронуть в этот раз не только внешний каркас «религиозных организаций», но дотронувшись и до внутренних «религиозных чувств».
Кстати, если вспомнить некоторые евангельские императивы по поводу оскорбленных чувств, то, несмотря на их серьезность, к особой защите призывов там нет. Даже наоборот, говорится о счастье быть оскорбленным за веру: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны…» (1 Петра 4,14).