По новостным лентам пронеслась новость. Некоторые благочестивые люди удаляют с принадлежащих им устройств Apple надкушенное яблоко (символ грехопадения), чтобы заменить его на крест. Это выглядит как очередная утка — никаких имён не названо, и я не не очень себе представляю, как это технически возможно - удалить с корпуса логотип. Да и толку-то — внутри-то он все равно "эппловский"!
Там сидят какие-нибудь страшные шпионские программы и отслеживают по спутнику все Ваши передвижения. Поленились, не пошли в Воскресенье в церковь, а в Apple уже в курсе, зловеще хохочут, руки потирают, говорят в сердце своем: "хорошо! по душе нашей!"
Но если серьёзно, то одна из особенностей современного рынка — так называемая «брендовая лояльность» - нередко воспринимается христианами как повод для глубокого беспокойства. У нас некая группа активистов даже выпустила список «нехороших» компаний, поддерживающих гей-движение, мол, грех у них покупать.
В Штатах благочестивые сторонники традиционного брака стараются съесть побольше куриных сэндвичей в сети быстрого питания Chick-Fil-A, которая поддерживает их правое дело, сторонники однополых союзов, напротив, хлещут кофе вёдрами в союзной им сети кофеен Starbucks. Над этим можно улыбнуться, но совесть некоторых верующих это смущает. Можем ли мы покупать у компаний, руководство которых открыто поддерживает небиблейские взгляды?
Оказывается, это не новая проблема. С ней сталкивались христиане уже во времена апостола Павла. Речь шла, правда, не об устройствах с надкушенными яблоками, а о идоложертвенном мясе. Мясо, принесённое в жертву языческим богам, продавалось дешево или просто раздавалось участникам обряда. Что если языческая матушка благочестивого христианина сварила суп из такого мяса? Позволительно ли его есть? Что если на рынке продаётся мясо, которое было принесено в жертву идолам? Может ли христианин есть его?
Ответ, который даёт Апостол, прост и разумен: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1Кор.10:25-28).
Дело не в пище, объясняет апостол, дело в послании, которое вы передаёте окружающим. Если, вкушая, вы можете создать впечатление, что вы признаете языческих богов — воздержитесь. Во всех остальных случаях — не смущайтесь. Этот принцип — «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести» - относится и к нашей ситуации. Не нужно устраивать расследование того, насколько благочестивые и боголюбивые люди стоят у руля той или иной корпорации. Лучше заняться чем-нибудь более полезным. Хотя (как в случае с Chick-Fil-A) всегда приятно поддержать тех, кто финансирует церковные служения.