анонсы статьи
новости
9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы

4.12.2023
На кровле собора Нотр-Дам-де-Пари установлен новый шпиль

16.11.2023
Национальный молитвенный завтрак

9.11.2023
Впервые за 60 лет в Израиле найдены фрагменты библейских рукописей

4.11.2023
Женская конференция "Он нас сделал родными"

3.11.2023
В Москве наградили лауреатов конкурса "Просвещение через книгу"

3.11.2023
В США отметили 25-летие Закона о международной свободе вероисповедания (IRFA)
Бегство от конца света

Михаил Неволин

Эсхатология — это раздел богословия, излагающий учение о Втором Пришествии Иисуса Христа, о воскресении, о судах, о тысячелетнем царстве.

В первые годы существования Церковь обращалась к теме Второго пришествия постоянно. Можно сказать, что большинство проповедей первохристиан затрагивали две темы — воскресение Иисуса Христа и Его грядущее пришествие.

В первом веке, при Нероне, начались гонения на христиан, и стало казаться, что события, описываемые в Книге Откровение, «при дверях». В 95 году, во время правления Домициана, преследования христиан приняли массовый характер. Когда же в III веке Деций стал императором, христиан уже стали называть главной опасностью для империи, соответственно, умножились и гонения на них. Несомненно, что во всем этом легко можно было увидеть близость событий, о которых писал Иоанн в Книге Откровение, книге, завершающей Библию. Эсхатологические ожидания в истории Церкви разгорались и угасали.

Естественно, что наиболее ярко эти ожидания проявлялись во времена каких-либо катаклизмов: землетрясений, цунами, массовых эпидемий. Различные политические потрясения и даже необычные сочетания цифр на календаре также часто вызывают повышенный интерес к эсхатологии в обществе. Время от времени ожидания конца света принимали крайние формы, порождая разного рода проблемы. Можно вспомнить, например, реформы Никона и период раскола Русской православной церкви.

Сотрудники христианских СМИ знают, насколько привлекательна тема Второго Пришествия для определенной категории людей. Редакции получают подобные «исследования» достаточно регулярно. Объемные рукописи, содержащие порой какие-то формулы, графики, диаграммы, посвящены одному — вычислению даты Дня Господня. Любители предсказаний в каждом событии стараются найти что-то апокалиптическое, будь то события глобального масштаба (например, сильные землетрясения или цунами) или совсем уж локальные (пересыхание речушки в небольшом поселке). Но подобные «исследователи» — это особая категория людей, которая всегда была, есть и будет. Люди продолжают вычислять, предсказывать новые и новые даты, ссылаясь на какие-то «знамения».

В основном же, эта тема сегодня не столь популярна. В наше время многие понятия, слова и идеи настолько дискредитированы, что их иногда не хочется лишний раз повторять. Список таковых очень велик, приведу лишь некоторые: демократия, либерализм, патриотизм и т. п. Несмотря на то что эти слова едва ли можно назвать негативными, зачастую их стараются лишний раз не употреблять.Нечто похожее происходит и с информацией о Втором Пришествии Иисуса Христа. За два тысячелетия его предсказывали не единожды, но пока ни одна из назначенных дат не оказалась верной.

В теперешнее время маятник общественного мнения качнулся в другую сторону. Это заметно и в церкви, и в обществе в целом. Сегодня, пожалуй, не услышишь неистовых проповедей, обличающих всех и вся в греховности, и бесконечных разговоров о грядущем конце света. Сегодня другое время, когда мы стараемся не произносить слово «грех», мы умело подбираем ему синонимы — «альтернатива», «персональный выбор» и т. д. На смену одной крайности пришла другая. Не желая ассоциироваться с утомившими всех кликушами и псевдопророками, кричащими о грядущем конце света, мы вовсе не касаемся этих вопросов.

О Библии сегодня говорят в нашем обществе, пожалуй, чаще, чем раньше. Но воспринимается она не как Слово Бога, а скорее как пособие по нравственному совершенствованию. Хорошим тоном считается в разговоре к месту вставить какое-нибудь биб­лейское изречение, например из Притчей Соломона. В то же время центральную весть книги — о том, что Бог сотворил небо и землю, что Иисус Христос умер за грехи человека и воскрес из мертвых, что Он был вознесен на небо и что Он придет вновь, — обходят стороной.

Наши современники легкомысленно отвергают библейские пророчества о будущем. И в то же время иногда они — на удивление легко — принимают на веру странные истории о контактах с инопланетянами, о сглазе, о воде, которая может впитать в себя «негативную энергетику болезни», если выставить сосуд на окно в лунную ночь.

Добившись несомненных успехов во многих областях науки и техники, наши современники впали в иллюзию полного контроля над ситуацией. Сегодня, например, некоторым из нас уже кажется, что мы не просто научились достоверно прогнозировать изменения погоды и климата, но вот-вот начнем его формировать по своему усмотрению; что мы не просто научились лечить многие болезни, но скоро научимся побеждать и саму смерть. На этом фоне библейские предостережения и заповеди выглядят почти анахронизмом, а разговоры о конце света в большинстве стран почти прекратились вовсе. Опасаясь прослыть ретроградами и мракобесами, многие христиане старательно избегают этой темы.

Многие из наших современников воспринимают жизнь как что-то бесконечное, а при возникновении проблем надо лишь «включить дополнительные ресурсы», словно в компьютерной игре. Это означает, что даже если перед человеком и стоит какой-то выбор в этой жизни, то его можно сделать когда угодно. Жизнь человечества в целом также воспринимается как бесконечный путь к торжеству прогресса…

Тем не менее я рискну высказать непопулярную мысль: то, что говорится в Библии о конце мира, — реальность. И возможно, сегодня эти события ближе, чем когда-либо, потому что именно теперь их никто не ждет...

Опубликовано в журнале "Решение" №18, 2007
Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной

Христианство всегда противостояло прогрессу?

Рождественский Пост — отправляясь в путешествие

О психологии атеизма

Аромат Евангелия
  Следующие 20 >>