анонсы статьи
новости
3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»
Бегство от конца света

Михаил Неволин

Эсхатология — это раздел богословия, излагающий учение о Втором Пришествии Иисуса Христа, о воскресении, о судах, о тысячелетнем царстве.

В первые годы существования Церковь обращалась к теме Второго пришествия постоянно. Можно сказать, что большинство проповедей первохристиан затрагивали две темы — воскресение Иисуса Христа и Его грядущее пришествие.

В первом веке, при Нероне, начались гонения на христиан, и стало казаться, что события, описываемые в Книге Откровение, «при дверях». В 95 году, во время правления Домициана, преследования христиан приняли массовый характер. Когда же в III веке Деций стал императором, христиан уже стали называть главной опасностью для империи, соответственно, умножились и гонения на них. Несомненно, что во всем этом легко можно было увидеть близость событий, о которых писал Иоанн в Книге Откровение, книге, завершающей Библию. Эсхатологические ожидания в истории Церкви разгорались и угасали.

Естественно, что наиболее ярко эти ожидания проявлялись во времена каких-либо катаклизмов: землетрясений, цунами, массовых эпидемий. Различные политические потрясения и даже необычные сочетания цифр на календаре также часто вызывают повышенный интерес к эсхатологии в обществе. Время от времени ожидания конца света принимали крайние формы, порождая разного рода проблемы. Можно вспомнить, например, реформы Никона и период раскола Русской православной церкви.

Сотрудники христианских СМИ знают, насколько привлекательна тема Второго Пришествия для определенной категории людей. Редакции получают подобные «исследования» достаточно регулярно. Объемные рукописи, содержащие порой какие-то формулы, графики, диаграммы, посвящены одному — вычислению даты Дня Господня. Любители предсказаний в каждом событии стараются найти что-то апокалиптическое, будь то события глобального масштаба (например, сильные землетрясения или цунами) или совсем уж локальные (пересыхание речушки в небольшом поселке). Но подобные «исследователи» — это особая категория людей, которая всегда была, есть и будет. Люди продолжают вычислять, предсказывать новые и новые даты, ссылаясь на какие-то «знамения».

В основном же, эта тема сегодня не столь популярна. В наше время многие понятия, слова и идеи настолько дискредитированы, что их иногда не хочется лишний раз повторять. Список таковых очень велик, приведу лишь некоторые: демократия, либерализм, патриотизм и т. п. Несмотря на то что эти слова едва ли можно назвать негативными, зачастую их стараются лишний раз не употреблять.Нечто похожее происходит и с информацией о Втором Пришествии Иисуса Христа. За два тысячелетия его предсказывали не единожды, но пока ни одна из назначенных дат не оказалась верной.

В теперешнее время маятник общественного мнения качнулся в другую сторону. Это заметно и в церкви, и в обществе в целом. Сегодня, пожалуй, не услышишь неистовых проповедей, обличающих всех и вся в греховности, и бесконечных разговоров о грядущем конце света. Сегодня другое время, когда мы стараемся не произносить слово «грех», мы умело подбираем ему синонимы — «альтернатива», «персональный выбор» и т. д. На смену одной крайности пришла другая. Не желая ассоциироваться с утомившими всех кликушами и псевдопророками, кричащими о грядущем конце света, мы вовсе не касаемся этих вопросов.

О Библии сегодня говорят в нашем обществе, пожалуй, чаще, чем раньше. Но воспринимается она не как Слово Бога, а скорее как пособие по нравственному совершенствованию. Хорошим тоном считается в разговоре к месту вставить какое-нибудь биб­лейское изречение, например из Притчей Соломона. В то же время центральную весть книги — о том, что Бог сотворил небо и землю, что Иисус Христос умер за грехи человека и воскрес из мертвых, что Он был вознесен на небо и что Он придет вновь, — обходят стороной.

Наши современники легкомысленно отвергают библейские пророчества о будущем. И в то же время иногда они — на удивление легко — принимают на веру странные истории о контактах с инопланетянами, о сглазе, о воде, которая может впитать в себя «негативную энергетику болезни», если выставить сосуд на окно в лунную ночь.

Добившись несомненных успехов во многих областях науки и техники, наши современники впали в иллюзию полного контроля над ситуацией. Сегодня, например, некоторым из нас уже кажется, что мы не просто научились достоверно прогнозировать изменения погоды и климата, но вот-вот начнем его формировать по своему усмотрению; что мы не просто научились лечить многие болезни, но скоро научимся побеждать и саму смерть. На этом фоне библейские предостережения и заповеди выглядят почти анахронизмом, а разговоры о конце света в большинстве стран почти прекратились вовсе. Опасаясь прослыть ретроградами и мракобесами, многие христиане старательно избегают этой темы.

Многие из наших современников воспринимают жизнь как что-то бесконечное, а при возникновении проблем надо лишь «включить дополнительные ресурсы», словно в компьютерной игре. Это означает, что даже если перед человеком и стоит какой-то выбор в этой жизни, то его можно сделать когда угодно. Жизнь человечества в целом также воспринимается как бесконечный путь к торжеству прогресса…

Тем не менее я рискну высказать непопулярную мысль: то, что говорится в Библии о конце мира, — реальность. И возможно, сегодня эти события ближе, чем когда-либо, потому что именно теперь их никто не ждет...

Опубликовано в журнале "Решение" №18, 2007
Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?

На пенсии покаюсь?

Невероятность Воскресения

Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей
  Следующие 20 >>