анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
Конец веселухи

Галина Сульженко, Санкт-Петербург

В Петербурге прошла выставка братьев Чепмен
В Петербурге прошла выставка братьев Чепмен "Конец веселья"
Тему конца света, привязанную к календарям майя и достигшую своего накала накануне четко назначенной даты, 21 декабря ушедшего 2012 года, потом старались шумно и весело похоронить под шутки и забавы артистов развлекательного жанра. Прикололись все кому не лень - смеясь, мы расставались со своими страхами. Можно было бы окончательно забыть пережитое, тем более что жирную точку в муссировании ужасов апокалипсиса поставил сам глава государства. В ходе ежегодной пресс-конференции Президент РФ объявил, что точно знает, когда земной шар прекратит свое существование как планета людей, - это случится через четыре с половиной миллиарда лет. Почему, да потому что солнце, исчерпав весь свой энергетический ресурс, погаснет. Это без шуток, на полном серьезе.

Представилось, как Президент в плаще звездочета с помощью сверхмощного телескопа-лазера (ведь должен же быть такой у первого лица нашего государства) вглядывается в ночное небо, чтобы проникнуть в тайны Вселенной. Кыш-кыш, прогнала я ничем не обоснованное видение, поразмыслив, что Президенту есть чем заняться и кроме наблюдения за небесными светилами. Что ж, конец света не наступил, можно вздохнуть с облегчением и спокойно заняться своими делами. Да кто ж вам даст! Из незнамо каких научных источников вытащили новость о летящем к нам астероиде – теперь жди взрыва силой в несколько миллионов водородных бомб. Хотя зачем миллионы, достаточно ведь нескольких.

И погодите… какая же это новость? Разве в веке минувшем автор «Собачьего сердца» не сообщил устами Дарьи Петровны: «Истинно говорю: 4 мая 1925 года Земля налетит… на небесную ось!»? Похоже, не прожить нам без тревог.

Честно говоря, от слухов о надвигающемся апокалипсисе, лезшим в самые уши, словно назойливые мухи, решившие в знойный полдень, что им все позволено, я отмахивалась с самого начала. Ведь сказано четко и ясно: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один…». И что делать определено: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». А чтобы держаться в рамках здравых представлений, полезно перечитывать, скажем, главу 24 Евангелия от Матфея. Примерно так я и поступала в период нагнетания истерии, твердо решив игнорировать как абсурдные слухи, так и саму назначенную дату.

До сих пор изумляет, как Господь разбивает многие мои самые твердые решения. Не знаю как у вас, а у меня год заканчивается – форменный аврал. Почему-то хочется до боя курантов ликвидировать всю незавершенку: свершить то, что месяцами копилось и откладывалось на потом. И вдруг посреди этого предпраздничного аврала возникает свободное «окно», значит, можно посетить выставку, которую рекомендовала мне сестра во Христе. Правда, она сочла необходимым предупредить, что творчество, представленное в Эрмитаже, интересное, но далеко не однозначное и если у меня чересчур чувствительная натура, то следует хорошенько подумать, стоит ли туда ходить.

Звоню Миле, подруге молодости: давай пойдем, посмотрим, что там эти англичане-авангардисты наваяли, вдвоем не так страшно. Ценительница всяческого искусства, в том числе и передового, натура закаленная, подруга сразу согласилась. Рано утром назначенного дня звонок у меня, в трубке рыдает Мила, да так, что невозможно понять, какое горе с ней приключилось. Последний раз она рыдала подобным образом, когда внезапно и скоропостижно скончался ее муж и Мила пыталась сообщить мне об этом. Что теперь?

Я посмотрела на календарь – 21 декабря. Ну вот, хочешь верь - хочешь не верь, а на юго-западе (там живет подруга) уже началось, даже с концом света она, всегда во всем опережавшая (и институт раньше закончила, и замуж вышла, и ребенка родила), вырвалась вперед.

Если кто-то из окружавших меня и был замужем, так это Мила. Нередко их с мужем называли идеальной семейной парой. С этим трудно было не согласиться, они являли подлинный пример того, как «будут два одною плотью». Всегда и во всем – вместе. Он поднимался по карьерной лестнице, она – его незаменимая помощница во всем (еще пример того, как может быть «не муж создан для жены, но жена для мужа»), оставаясь при этом самобытной, интересной, постоянно развивающейся женской личностью. На протяжении всего супружества Мила была замужем, то есть буквально за мужем, за его крепкой мужской спиной. Он, как атлант, держал на своих могучих плечах семью. Это стало особенно очевидным, когда он ушел и все зашаталось, стало рушиться: добрые семейные отношения, финансы, здоровье. Оказалось, единственный сын (вроде бы теперь он должен был стать опорой) далек от примерного поведения, у него большие проблемы в собственной семье, а уходить от них он приспособился с помощью алкоголя.

Утром 21-го Мила рыдала, потому что ночью ее сын пьяным сел за руль, выехал на встречку, на большой скорости лобовое столкновение, две машины всмятку, в одном лишь чудо Господне: все участники ДТП живы. «И во всем он обвиняет меня, - рыдала Мила, - говорит я достала его своими нравоучениями. Нет больше сил, сейчас наглотаюсь таблеток, и всё закончится». Ну вот, подумалось, апокалипсис таки состоялся в масштабах одной отдельно взятой семьи. Мила решила, что после обвинений сына ей незачем больше жить – в этот день для нее погас свет надежды, пропал, кончился… Уговорила ее вместе прочитать Псалом 90, взять не больше двух таблеток снотворного, а потом я ей перезвоню.

На выставку – посмотреть, как братья Чепмены, Джейк и Динос, представляют себе «Конец веселья (по-русски «веселухи»)» - пришлось идти одной. Об этой скандальной выставке сказано много и вряд ли стоит повторяться, отдавая должное буйной (еще говорят, нездоровой) фантазии художников, создавших ценой беспримерного трудолюбия тысячи пластмассовых фигурок - олицетворение насилия в чистом виде, полнейшей деградации человеческой личности, хрестоматийного безобразия как утраты образа Божьего в людях, откровенной содомии. Окруженные миром, который они изуродовали и разрушили, превратив Богом данную среду обитания в зловонную помойку, эти полулюди, полумертвецы с изглоданными проказой конечностями, свинячьими головами и головами-фаллосами продолжают веселиться, всеми мыслимыми и немыслимыми способами извлекать удовольствие. Тем самым говорится, что самое большое удовольствие живущих на Земле – разрушение, насилие, смерть, уничтожение Божьей красоты и себе подобных. Проделывается это с радостью и весельем, причем изощренный человеческий ум ни на минуту не прекращает напряженной деятельности: ищет способ, как бы очутиться там, где еще не ступала нога homo sapiens, как бы, изгадив одну планету, перебраться на другую, устроиться там получше, чтобы продолжить веселье в том же духе.

Особо чувствительные посетители, едва переступив порог выставки, спешили развернуться на все 180 градусов и спастись бегством. Были такие, кто пришел, по-видимому, к открытию и словно прирос к одной из девяти стеклянных витрин, не в силах оторваться от картин ада, установленных по форме фашистской свастики (свастику видно, если смотреть на всю экспозицию сверху). Почему у братьев, родившихся в 60-е годы прошлого столетия, то есть много позже Второй мировой войны, в творчестве кругом фашисты и свастика, тоже нашло свое объяснение в многочисленных статьях критиков. Это как бы и есть самый яркий символ беспредельного насилия и безбожья.

Художников обвиняли в том, что они оскорбляют религиозные чувства верующих. Даже прокуратуру подключали, чтобы урегулировать этот вопрос. Как верующая во Христа могу сказать, что моих религиозных чувств они не оскорбили. В самом деле, разве не странно, что кого-то возмущает выставка, показывающая нас самих, но не возмущает то, как сами мы живем. Почему прокуратуру приглашают разобраться с художниками, но забывают о возможностях ее воздействия, когда надо восстановить законность в семье, где родители растлевают детей, отец насилует свою дочь, избивает домочадцев; где мать выбрасывает рожденного ею ребенка в контейнер с мусором; где стариков сживают со свету? Братья Чепмены честно показали нам нас самих, а кому-то это не понравилось. В одном, как мне кажется, они неточны: считают, что символ этому – свастика. Родилось не одно новое поколение, которое ничего не знает про фашистов, а ведет себя в точности как фашисты.

К вечеру 21-го события этого дня (и неприятности в семье Милы, и впечатления от выставки) соединились в одну картинку, будто срослись разрозненные кусочки пазлов. Силами искусства, кинематографа, литературы, каналов масс-медиа нам пытаются внушить, что угроза нашей цивилизации носит внешний характер: если мы и погибнем, то от нашествия злокозненных инопланетян, от столкновения с космическим телом или по причине какой-то другой вселенской катастрофы. Но разве не сами мы первопричина конца света и угрозы жизни? Разве не сами мы несем разрушение и смерть, когда словом и делом обижаем вдову и сироту, уничтожаем красоту Божьего мира, сживаем со свету «врагов», не оставляем надежды на будущее тем, кто от нас зависит? Не нож, не ядерная бомба и не распятие убивают, а наши мысли, слова, поступки. И происходит это не по каким-то особым датам, а ежечасно и ежеминутно – так длится зло этого мира, надевшего на себя маску веселья.

За всякое веселье придется платить, Суд, как и конец века сего (не света), никто не отменял. Об этом догадываются даже те, кто далек от веры и Христа. Отец отдал Суд Сыну. Сын сказал: «Я не сужу никого». Кто же и как судит? Сами мы себе суд и осуждение, когда грешим против себя, людей и Бога. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет. Потому что дела их были злы…»
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>