анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
Мрачный пилигрим в поисках света. Памяти Алексея Балабанова

Игорь Попов, Москва

Режиссер Алексей Балабанов
Режиссер Алексей Балабанов
18 мая скончался, пожалуй, самый неординарный кинорежиссер современного российского кинематографа Алексей Балабанов. Ему было 54 года. Балабанов был режиссером, который не оглядывался ни на какие авторитеты, был жестким, иногда жестоким хирургом, ставящим окружающей действительности неприятные диагнозы. Я не могу сказать, что мне нравились его фильмы и творчество, для этого они были слишком безнадежными, мрачными. Но это был настоящий Мастер. Он был режиссером-мизантропом, мастер дразнить и провоцировать аудиторию.

Алексей Октябринович Балабанов родился 25 февраля 1959 г. в Свердловске. В 1981 г. окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института. В 1983-1987 годах работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. В 1990 г. окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где занимался на экспериментальном курсе «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера.

Творческий путь Алексея Балабанова в большом кинематографе начался в 1991 году, когда он снял свой первый полнометражный фильм «Счастливые дни» — вольная экранизация прозы Самюэля Беккета. Картина была сделана при участии Студии первого и экспериментального фильма Алексея Германа. Вскоре Балабанов выступил соавтором сценария фильма молодого режиссера Надежды Хворовой «Пограничный конфликт». В 1992 году вместе с режиссером и продюсерами Сергеем Сельяновым и Василием Григорьевым Алексей Балабанов выступил в качестве соучредителя Кинокомпании СТВ, при участии которой он и снимал впоследствии почти все свои фильмы.

В 1994 году Алексей Балабанов снял вторую полнометражную картину. И снова по мотивам классического произведения. На этот раз был экранизирован роман Франца Кафки «Замок». За этот фильм режиссер был удостоен премии «Ника». В том же году Алексей Балабанов дебютировал и в качестве продюсера — фильмом «Исповедь незнакомцу».

Однако настоящим прорывом стала снятая в 1997 году криминальная лента «Брат», главную роль в которой сыграл Сергей Бодров, а музыку написал Вячеслав Бутусов. Фильм мгновенно был разобран на цитаты, стал культовым и самым знаковым фильмом 90-х. Кроме того, картина «Брат», снятая кстати с очень скромным бюджетом, собрала самую большую кассу в 1997 году.

После шумного успеха Алексей Балабанов совершил довольно неожиданный поворот, сняв в 1998 году арт-хаусную картину «Про уродов и людей». Вслед за этим последовали его фильмы «Брат-2» (2000), «Война» (2002), «Жмурки» (2005). Весной 2006 года Алексей Балабанов закончил работу над картиной «Мне не больно» Впервые режиссер попробовал себя в качестве в жанре мелодрамы. Рената Литвинова, Александр Яценко, Никита Михалков и Дмитрий Дюжев разыграли пронзительную историю о любви и смерти и заставили прослезиться даже некоторую часть мужской аудитории. В 2007 году Алексей Балабанов снимает, пожалуй, свою самую скандальную и пронзительную картину — «Груз 200». Фильм о 1984 годе, беспросветности советской действительности и оборотне в погонах. Впрочем сам режиссер заявил, что «Груз 200» — фильм о любви.

Не менее мрачной картиной стал снятый в 2010 году «Кочегар». Это камерная, снятая в трех интерьерах история про контуженного майора в отставке вернувшегося с войны в Афганистане в стремительно меняющуюся страну.

Алексей Балабанов всегда знал, чего хочет добиться. Никакой особенной игры от актеров на площадке не ждал, в последних фильмах вообще не снимал профессиональных актеров. Балабанов требовал от них соответствия тщательно созданному им в кадре миру. Он был немногословен и на площадке и в жизни. «Артисты испорчены театром, - говорил сам Балабанов в одном из последних интервью. - И если ты снимаешь жанровое кино, то нужно использовать артистов, которые играют в театре, потому что они знают, что такое жанр. А если ты снимаешь внежанровое кино, то, конечно, нужно снимать личности, которые играют самих себя. У меня в последнем фильме нет ни одного профессионального актера».

Последним его фильмом стал «Я тоже хочу», вышедший на экраны в 2012 году. Этот фильм-притча стал завещанием режиссера и лично мне кажется самой значительной его работой. Сюжет описывает путешествие пяти человек к мистической Колокольне Счастья, которая, по слухам, находится где-то между Санкт-Петербургом и Угличем, рядом с уже давно не работающей атомной станцией. Музыкант, бандит, его друг Матвей со стариком-отцом, а также молодая девушка пытаются отыскать это загадочное место и обрести счастье. Но Колокольня, как известно, «забирает» не всех — каждый верит, что будет выбран именно он.

Некоторые критики увидели сюжетное сходство картины Балабанова с культовым фильмом Андрей Тарковского «Сталкер». Если отталкиваться от известной цитаты, что кино тогда является настоящим искусством, когда рассказывает о взаимоотношениях человека и Бога, то последний фильм Балабанова выполнил свою миссию на все сто процентов.

Балабанов очень не любил говорить о кино, предпочитая его снимать. Все, что нужно знать о его взглядах есть в его кино. И именно поэтому таким странным поступком кажется его последний фильм. Это настоящее кино мрачного пилигрима в поисках света. Настоящее кино, говорящее об очень важных духовных ценностях, о метаниях людей среди мрачной действительности в поисках света, в поисках иной реальности, реальности взаимоотношений с Богом. И в этом фильме Балабанов остается самим собой.

В своем последнем интервью режиссер сказал: «А я верю (в Господа), и поэтому считаю, что после этой жизни мы еще куда-нибудь попадем». Вот такие простые слова человека, которого все считали при жизни мрачным мизантропом и который снял, наверное, самое честное кино о поисках света.
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>