анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
Добрые дети

Константин Захаров, Санкт-Петербург

Ох уж эта молодёжь! Им бы только сидеть в чатах или в онлайн-играх, ходить в ночные клубы, да искать себе прочих развлечений. Вот в наше время...

В наше время интернета и ночных клубов не было. Это факт. Но были ли мы в наше время другими? Я не могу сделать обобщающего вывода. Я в семнадцать лет работал в поле, моя дочь в семнадцать учит шведский язык. Как это можно сравнивать? Ведь у меня было поле, в котором надо было работать, а она живёт в квартире. Но у меня, в отличие от неё, не было интернета и друзей в Швеции. Я иногда думаю, что каждый человек рождается в своё время. Мою дочь невозможно представить себе пропалывающей грядки и пасущей скотину. Но я, будь мне сейчас семнадцать, стал бы заводить друзей за рубежом и учить язык, чтобы с ними общаться?

Есть и другое. Когда мы говорим, что проворонили молодёжь, мы свидетельствуем о своём собственном грехе. Это значит, что мы с самого раннего детства не воспитывали их, не искали взаимопонимания, не пытались развить в них доброе. Мы искали пропитание в тяжёлые годы, а потом искали отдыха от своего непосильного труда. На детей ни времени не хватало, ни сил. И в оправдание себе вспоминали, что наши родители тоже не особенно-то общались с нами, они тоже рыли носом землю в надежде обеспечить нас на всю оставшуюся жизнь. У них ничего не вышло — и богатство сгорело, и мы выросли без навыков общения поколений. Так чего же мы ждём от наших детей?

Я написал это не для того, чтобы в наших бедах обвинить наших родителей. Они ведь тоже были детьми, которым не хватило воспитания. И эту цепочку поколений с распадающимися связями можно продолжать хоть до Адама. Речь не об этом. А о том, что несмотря на полную безнадёжность этого мира, катящегося в пропасть, потому что каждое следующее поколение теряет опыт предыдущего, он всё-таки продолжает существовать. На днях рунет облетела новость: «Выпускники Гимназии сербского города Пирот решили отказаться от дорогих платьев и костюмов на выпускном вечере, чтобы отдать сэкономленные деньги нуждающимся. В ходе акции «Твои пять минут блеска – чья-то целая жизнь» школьники и преподаватели собрали 310 000 динаров, вчера эти деньги были переданы трем семьям с тяжело больными детьми.» (Источник: http://a-poli.livejournal.com/2009169.html) Мы привыкли к другим новостям. В последнее время чаще говорят о том, что целый класс собрался, чтобы избить одного, и кто-то заснял это на телефон и отправил в интернет. Новость о детях, согласившихся вместе сделать что-то доброе, выглядит удивительной на таком фоне. Высказываются сомнения: а сами ли догадались, или кто-то надоумил? Или: ну допустим, раз в жизни сделали что-то доброе и теперь всю жизнь будут только вспоминать. Но не всё ли равно, если дело уже сделано?

Прошлой осенью я попал в аварию. Сам не пострадал, но автомобиль был разбит вдребезги, пришлось перевозить его к себе во двор при помощи эвакуатора. Пока эвакуатор разгружался на нашей дворовой стоянке, подъехала молодая семья с двумя детьми, люди мне незнакомые. Мама подхватила младшего ребёнка, папа достал из багажника пакеты с продуктами, а в этот момент старший мальчик, лет четырёх, держа в руках пакетик чипсов, подбежал ко мне полюбоваться на необычное зрелище.

– Разбитая машина, – констатировал он, и, подняв голову, спросил у меня, – ваша?
– Моя, – грустно ответил я.
Малыш на секунду задумался и протянул мне чипсы:
– Возьмите.
– Боюсь, мне это не поможет.
Он снова помедлил секунду и сказал:
– Больше у меня ничего нет.

Богословы спорят о том, есть ли в человеке что-то доброе, а в это время дети делятся последним с незнакомыми дядьками.

Вот ещё пример. Подмосковные пожары 2009 года. Пока человек, в служебной обязанностью которого была организация борьбы с бедствием, совершал образцово-показательный полёт к одному из пожарищ на самолёте-амфибии, основную работу взяли на себя добровольцы, в основном молодые люди, а координаторами на телефонах были молодые мамы, домохозяйки. Оказалось, можно спасать мир не только не выходя из дома, но и буквально не отходя от плиты.

Пройдёт немного времени, и этих ребят забудут, как забыли пожарных волонтёров. Они разойдутся по жизни. Кто-то добьётся успеха и богатства, кто-то всю жизнь будет едва сводить концы с концами, кого-то (не дай Бог, конечно) настигнет ранняя смерть. Кто-то, возможно, посвятит всю жизнь служению людям, а у кого-то этот эпизод останется единственным в жизни проявлением милосердия. У всех буду какие-то проблемы, всем нужно будет думать о хлебе насущном, об отдыхе, о развлечениях, о социальном статусе. Они сольются с толпой и будут в ней неразличимы, а все мы знаем, что такое толпа. Важно не это. Важно то, что несмотря на все наши старания сделать земной шар тесным и неуютным, люди, совершающие добро, на нём не переводятся. Они – Божьи ангелы, возвещающие Его великую милость и любовь к Своему творению, к нам, людям. Имена ангелов остаются неизвестными. «Что ты спрашиваешь об имени моём? Оно чудно» – отвечает ангел Маною, когда тот хочет отблагодарить его за весть о будущем сыне. Имя ангела может быть любым. Имя человека тоже мало что значит. Потому что у любого доброго и милосердного поступка есть настоящее Имя – Господь. И пока на свете существуют добрые дети, мы знаем – Он с нами, Он видит нас, Он любит нас.
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>