Приближается праздник Пятидесятницы, когда Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов. Но это не только воспоминание — мы празднуем Его реальное и спасительное присутствие в нас и среди нас. Дело в том, что христианство — это не набор убеждений или религиозных практик. Убежденный марксист или, скажем, кантианец — это человек, у которого есть набор взглядов о мире, согласно которому они стараются жить. А вот христианин — это явление в принципе другое; это человек, у которого есть Новая жизнь. Человек, которого коснулся Бог и, которого Он сделал из мертвого — живым.
Евангелие — это вторжение Бога в мир, это могущественная сила божия, которая освобождает связанных и оживляет мертвых. Это видно со стороны — пьяницы и наркоманы оставляют свои пороки, блудники превращаются в заботливых отцов семейств, преступники — в честных и законопослушных граждан. Но главное происходит в сердце человека — Бог касается его и оно становится другим.
Как говорит Пророк: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:25-27).
В чем проявляется это действие Святого Духа? Прежде всего, в вере в Иисуса Христа. Святой Дух приходит именно затем, чтобы прославить Иисуса (Ин.16:14). Его можно узнать потому, что Он «исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Иоан.4:2). Но эта вера, когда она подлинна, неотделима от нравственных плодов: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23).
Часто люди тяготятся своим образом жизни, но не находят в себе сил, чтобы его переменить. Им уже и тяжко, и противно, и они понимают, что «так жить нельзя», но не могут — начинают с понедельника и опять проваливаются в ту же яму. И правда, мы не можем сами изменить свою жизнь. Но есть Тот, Кто может — это Святой Дух, который, как говорит Евангелие, исходит от Отца во Имя Иисуса Христа.
Когда мы обращаемся к Иисусу Христу с покаянием и верой, когда мы принимаем решение покориться Ему как Господу и довериться Ему как Спасителю, мы обретаем Святого Духа. Он может исцелить неисцелимое и исправить неисправимое. Он может изменить нашу жизнь так, как мы никогда не смогли бы изменить ее сами. Нам нужно только сдаться, довериться, покориться, предоставить Богу быть Владыкой в нашей жизни.
Но и само это обращение к Богу невозможно без Его помощи, но мы всегда можем ее попросить. И Пятидесятница — время, когда мы особенно взываем к Нему о том, чтобы Его Дух пребывал в нас и делал нас новыми людьми. Как говорится в древнем латинском гимне, который полагали на музыку многие великие композиторы: Veni, Crеator Spiritus — приди, Дух Животворящий.