анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Его пути

Роман Носач, Санкт-Петербург

Сотворив нас подобными Себе, что подразумевает, что мы можем по аналогии с образом своего мышления догадываться о логике действий своего Творца, Бог тем не менее Своими шагами очень часто удивляет нас. Иногда это удивление, так сказать, со знаком плюс; иногда – со знаком минус.

Чаще мы радостно удивляемся и благодарим Бога за Его дела постфактум, то есть глядя на произошедшее вчера, третьего дня, а бывает, что и через месяцы и годы после события или действия Божьего в нашей жизни.

Когда же мы находимся в гуще происходящего с нами, когда нам еще не виден свет в конце, бывает, довольно мрачного туннеля, тут наше удивление соседствует с нетерпением, а нередко с раздражением на Бога. Зависнув в некоей неопределенности, потеряв почву под ногами, исчерпав всю свою надежду, мы с нетерпеливым удивлением говорим Богу: «Ну, где же Ты? Почему так долго? Уже давно пора вывести нас на свет Божий! Сколько можно ждать?!»

«Пути Мои – не ваши пути». С этим мы, конечно же, соглашаемся, особенно когда это не касается лично нас, наших путей, наших планов на жизнь, наших ожиданий. Когда же Его пути начинают расходиться с нашими дорогами, или когда реальная жизнь начинает отличаться от жизни, спланированной, ожидаемой, предполагаемой нами, тогда и возникает очередной внутренний кризис в нашей жизни.

«Первая глава Луки – ангелы сообщили хорошие новости Захарии и Марии. Кажется, что для первого эта новость пришла слишком поздно – годы уже не те для рождения сына, а для второй – слишком рано: даже мужа еще нет. У Бога своя логика и свое представление, когда что делать».
Причем опыт взаимодействия с Богом других людей, - или живущих с нами, вокруг нас, или живших за много лет, а то и столетий, до нас, - не всегда может помочь нам, настолько Бог креативен и неожиданен в Своих действиях.

И у Авраама, и у Захарии не было детей и, скорее всего, они уже потеряли надежду произвести на свет наследников, что по тем временам оценивалось как окружающими, так и самими бездетными как что-то неестественное, как отклонение от некоей нормы. Да и Священное Писание отражает такой подход, когда много детей – это благословение от Бога, а отсутствие таковых рассматривалось как наказание от Него. Или, если не наказание, то, во всяком случае, нежелание благословить.

Это и сегодня беспокоит многие бездетные пары, хотя, надо сказать, что культурный код сильно изменился за прошедшие столетия и немало людей сами отказываются от возможности рожать и воспитывать детей. Я уже не говорю о тех миллионах нежеланных, убитых нерожденными.

Но во времена и Авраама, и Захарии было не так, и потому, наверняка, они чувствовали свою неполноценность, незавершенность своей жизни из-за того, что род может оборваться, что некому будет продолжить их дело жизни, некого им будет благословить на своем смертном одре.

И тут, когда Его уже не ждали, приходит Бог и обещает каждому по сыну.

Вообще-то само по себе рождение ребенка – это удивительное и непостижимое чудо. Мы просто настолько привыкли к этому, что считаем это само собой разумеющимся. Но если вдуматься, как зарождается жизнь, как развивается человек в теле своей матери, как он рождается на свет, то остается только изумляться, насколько все продумано и блестяще осуществлено.

Давным-давно я читал фантастический рассказ о посещении Земли пришельцами с далекой очень высокоразвитой звезды. Познакомившись со всеми сторонами жизни людей, они пришли к выводу, что человечество отстало, примитивно и безнадежно. Единственное, что вызвало их восхищение, это, как они выразились, «процесс производства новых людей». Особенно их поразило, что для этого не надо строить заводы и фабрики, затрачивать огромное количество энергии и ресурсов.

Но Богу в этих случаях (впрочем, не только в этих, с Авраамом и Захарией, - вспомните Марию, мать Иисуса) оказалось недостаточным просто дать людям сыновей. Он пошел более сложным путем. Почему?

На подобный вопрос, - почему Бог пошел тем путем, которым Он пошел, - довольно трудно дать полный, исчерпывающий ответ. О чем-то мы можем догадаться, что-то предположить, что-то придумать, но очень часто остается только, вздохнув, сказать, что Его мысли – не наши мысли.

Но опять же, будучи созданными по Его образу, с умением думать, а значит, задавать вопросы, со стремлением исследовать, искать, докапываться до истины, мы снова и снова возвращаемся к тем вопросам, на которые пока не получили ответа. Наверное, эта неуёмная любознательность, стремление к познанию, к пониманию всего и вся, заложена в нас Богом. Во всех ли? Не знаю. Может, во всех, но у некоторых, кажется, она скрыта очень глубоко.

Я думаю, что вопросы, - множество вопросов, - встали и перед Авраамом, и перед Захарией. И вера обоих заключалась не в том, что они «задвинули» эти вопросы на периферию своего сознания, «забыли» их, чтобы быть «духовными» и «не огорчать» своего Бога. (Попробуй забудь свербящие тебя вопросы, мы же не придумываем их, не берем, так сказать, «с потолком». Так же как и ответы, вопросы приходят от Бога.)

Нет, каждый из них задавался вопросами – почему, как , для чего, зачем. Одни из этих вопросов прозвучали вслух; другие остались в тайне их сердец, но Бог ведь слышит и те, и другие.

Почему в таком позднем возрасте, когда уже, может быть, не только физиологически родить невозможно, но и заниматься этим нет желания? Зачем Аврааму пришлось ждать так долго, пока родится сын? А почему Захария получил своего сына быстро и в срок? (Хорошо, что до рождения сына не мог говорить Захария, а не Авраам. Тут любой интроверт не выдержал бы.)

Почему вообще Бог избрал такой способ начать что-то новое, существенное и важное в истории израильского народа и всего человечества? Сын Авраама стал началом нового народа; сын Захарии представил этому народу его Мессию.

Сердится ли Бог, когда мы задаемся такими вопросами и беспокоимся сами и беспокоим Его? Не думаю.

И хотя Аврааму пришлось ждать многие годы, пока исполнится обещанное Богом, а Захария даже помолчал несколько месяцев (что не кажется большим наказанием для мужчины), все-таки задавать вопросы Богу – это правильный путь.

Именно у Него верные ответы, пусть не всегда Он торопится их предоставить нам. И процесс размышлений над волнующими нас несоответствиями, алогизмами, путаницей в этой жизни – это процесс нашего роста, нашего развития, нашего взросления. Это процесс познания Бога, самих себя и мира, Им сотворенного.

Да, путь этот – путь поиска ответов на вопросы жизни – нередко трудный, болезненный, но идти или не идти им – это не наш выбор. Тот, Кто создал нас и продолжает заботиться о нас, поставил нас на эту дорогу и желает, чтобы прошли по ней до конца.

Он идет Своим путем, а мы – своим. Придет время, когда эти дороги соединятся в одну, и тогда-то мы получим окончательные ответы на свои самые жгучие вопросы.
Газета "Мирт"
Четыре свечи адвента. Первое воскресенье адвента – свеча пророчества

Адвент

Молитва и труд на удаленке

Снимите "корону"

Достоевский и мы

Фальшивый сертификат: что доводит до греха

О прощении и примирении

Мир, где мы не умрем никогда

Доброхотно дающего любит Бог

Строить на камне

Этика подражания Богу

Непростительный грех

Сделай жизнь доступнее

Уникальность Земли

Труд любви

Может ли смиренный человек считать себя талантливым?

Почему мы не пересматриваем заповеди?

Запретная тема

О праведном гневе

Дар верности
  Следующие 20 >>