Ребенок тянется рукой, чтобы достать желаемое. Нет ни «далеко», ни «близко»: лицо матери, игрушки, чашка на краешке стола – ко всему тянутся руки маленького человека. Легко просить и пытаться – это свойственно детству.
Ребенок тянется навстречу другому человеку. Первая – инстинктивная – настороженность перед незнакомым сменяется таким же врожденным интересом, желанием знакомства и обмена. Детство открыто встрече.
У взрослых все не так. Становятся недоступными «игрушки»: нужно копить деньги на новую машину, макбук, меха. Еще сложнее становится с людьми: даже те, кто физически находятся рядом, могут быть недосягаемыми. Уже нельзя просто протянуть руку или сказать нужные слова другому человеку.
Социальные барьеры теперь важнее физического расстояния. Так на официальных встречах приближаются люди к «нужным» и отдаляются со скрытым вздохом: «Нет, не подступиться. Близок локоть, да не укусишь».
Для ребенка все достижимо, для взрослого – все далеко.
Так и в истории, когда дети были переданы на руки близкому, рядом стоящему Иисусу. Ученики были против: слишком много людей, слишком много нежелательных контактов, фарисеи ищут улик и плетут сети. Нельзя так просто преодолеть два шага, отделяющих тебя от этого хорошего Человека, протянуть к нему руки, вскарабкаться на колени. У Христа было иное мнение: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14).
Как много разговоров взрослых людей с Христом начинались на дистанции и завершались без сближения. Фарисеи, богатый юноша, Пилат. Как близок был Господь и как оказался недосягаем.
Незримыми барьерами становились культурно-религиозные коды, социальные и экономические роли, выбор служить Кесарю, а не Истине. Взрослые люди уходили ни с чем, хотя Царство и Царь были рядом.
Взрослые люди взвешивали все «за» и «против» и принимали решение: «Отклонить». Они понимали: лишь протяни руку и Царство примет тебя, радуга благодати станет мостиком от мира обезбоженного к миру Божьему.
Но не все так просто. Более того, во взрослом мире, мире просчитанных и выверенных действий, превращающихся в кошмар прогрессирующего индивидуализма, все очень не просто. Все далеко. Все сложно. Все трудно.
Но в евангельской истории дети все же оказались не просто рядом, а именно со Христом. «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». (Мф. 19:13-14).
«Будьте как дети». То есть, веруйте в то, что простое – просто. Просто принять дар Божьей любви, потому рука с ним уже давно протянута к нам. Просто оказаться в Царстве Бога, потому что Сам Царь добр и щедр, Он для всех открыл двери и всех принимает.
Просто самому подать руку и сказать слово другому человеку, ведь, возможно, он и сам давно хочет этого. Замечательно сказал Григорий Сковорода: «Бог все нужное сделал простым, а все сложное – ненужным».
Для ребенка нет невозможного. Невозможным с годами становится многое для взрослых. Многие непреодолимые социальные преграды становятся таковыми из-за тех преград, которые сначала возникают в умах и сердцах людей.
День за днем, год за годом. Так прогрессирует грех, дословно: «отклонение от первоначальной цели». В этом и заключается драма взросления: познанный мир оказывается миром разделений, миром «чужих», миром болезненных отношений. Миром одиноких грешников, желающих сближения и мучающихся им.
Люди тянутся друг ко другу, стремясь согреться. Но чем ближе, тем больнее.
Представьте себе двух ежей, занесенных снегом. В сугробе они, как и все живые существа, пытаются теснее прижаться друг к другу, чтобы согреться. Но чем ближе, тем больнее ранят их иглы…
Взрослые очень похожи. Чем ближе прижимаемся, тем больнее. «Любовь – это когда хорошим людям плохо», – поет «Сплин». Почему так? Потому что натыкаемся на иглы другого или потому что сами имеем иглы? А может быть, потому, что требуем другого убрать иглы, ждем, пока другой докажет любовь?
«Нам заповедано любить других, а того, чтобы требовать у них любовь, – этого нигде не заповедано», – пишет один из христианских подвижников. Это правда: требование любви, требование доказательств того, что меня любят, – мы впитываем с молоком матери и, впитанные, эти требования взрослеют, усиливаются вместе с нами. Чтобы ступить на канат, нам нужны гарантии безопасности. Любить другого, не требуя «предоплаты» и даже доказательств, по-детски, – это прыжок веры, это то, что уходит с возрастом, это то, чему нужно учиться заново.
Рождаясь, человек лишен внешних покровов. Только кожа, никаких статусных атрибутов, которые с годами выделят и отделят его от других. Внутренние проблемы, вызванные передаваемым еще от Адама и Евы вирусом греха, также не видны, хотя уже и намечены. С возрастом все изменится, грех будет прогрессировать, все станет сложным и крайне болезненным.
Но особенность человека как образа Божьего, ребенка Божьего – это возможность жить вопреки нажитому «балласту». Отказываясь от пришедшей с годами, натренированной, привычной и полезной «колючести», достигать любви (1 Кор. 14:1). Становиться подобным Тому, в Ком не было «ни вида, ни величия», ни защитной брони, ни колючих игл.
Вновь открывать детскую простоту. Верить в то, что для встречи с Богом, для встречи с человеком нужно просто сделать шаг, протянуть руку. Да, этот шаг может быть тяжелым, ноги непослушными, а рука может показаться налитой свинцом. Но сам шаг – прост. Пожатие руки – не сложно.
Зачем же воскрешать в себе простоту детства? Затем, чтобы вновь, как в детстве, быть человеком.
Газета "Мирт"