Есть две стороны веры. Мы верим некоторым утверждениям, мы даже полагаемся на них, исходим в нашей жизни из того, что это - истина. Приведу самый простой пример - у меня есть тысячная купюра, и я верю и не сомневаюсь, что смогу купить на нее продукты для моей семьи. Это законное платежное средство, гарантированное государством. Я также могу верить гарантиям, прописанным в законе - меня не выкинут из квартиры, в которой я живу, потому, что я проживаю в ней на законных основаниях. Я верю тому, что написано в инструкции к лекарству, потому что она написана компетентными и добросовестными специалистами.
Но есть и другой вид веры - вера кому-то лично, кого я знаю - родному человеку, близкому другу, кому-то, в отношении которого я уверен: я ему дорог, он меня не бросит, он позаботится о моих нуждах и придет ко мне на помощь в беде.
В христианстве присутствуют оба вида веры - мы верим тем истинам, которые открывает нам слово Божие. Мы можем полностью на них полагаться. Но прежде всего - мы верим личности, Иисусу Христу.
Как говорится в молитвах православной Литургии: “сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим”. Это не просто доверие истинным словам - это доверие Личности, которая и есть Истина.
Как говорит святитель Феофан Затворник: «христианин верит, что Тот, кому Он служит всей душой и всем сердцем, не допустит ему погибнуть, но спасет и оправдает”. Христос не просто говорит истину - Он истинен, верен, как друг может быть может быть верен другу, муж - жене, отец - ребенку. И вера - это такое личное упование на Христа, который предал Себя за меня, знает меня и не бросит. Как говорит апостол Павел: “я живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” (Гал.2:20).
Христос не таков, чтобы бросить тех, кто припадает к Нему с верой и надеждой. Такое отношение к Богу много раз выражается в псалмах: “А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог” (Пс.30:15). Из этой веры следует приверженность определенным вероучительным положениям, догматам - Вы не можете молиться Господу Иисусу, не задумываясь о том, кто Он такой. Из нее следует и участие в богослужениях – потому, что Христос это прямо заповедует. Но нас спасает не приверженность догматам как таковая и не участие в богослужениях - нас спасает Христос, Он лично, и спасает через веру, которая возлагает свое упование на Него - “Христос меня не бросит”.