анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Нужно ли бояться парадоксов?

Андрей Рябенко, Москва

Библия парадоксальна, но одновременно истинна
Библия парадоксальна, но одновременно истинна
Для многих христиан, наталкивание на противоречие свидетельствует о неистинности того или иного положения или явления. Возникает ситуация парадокса, когда логическое мышление заходит в тупик. Тогда приходится занимать одну из крайних позиций, либо просто не обращать на проблему никакого внимания.

Законы формальной логики отлично срабатывают в мире вещей, но применимы ли они к миру идей? Наш разум имеет двойное происхождение, с одной стороны, он - дитя земли, плод естественного развития, воспитания, социальных коммуникаций, а с другой - сын Неба. Нам с Небом вроде и хочется разговаривать, но мы слишком «вросли в землю» со времен изгнания из Эдемского сада. Разучились мыслить категориями Вечности, даже размышляя о Вечном.

Кажется, что мир познается только с помощью рационального мышления и чувственного опыта, но бытие бесконечно больше того, что мы можем даже помыслить.

Бог от нас бесконечно далек, но мы можем выстраивать с Ним отношения, потому что Ему это угодно. Он обращается к нам через Слово, через молитву, через рассматривание творений, через определенные жизненные ситуации. Каждый духовный опыт Богопознания предельно субъективен, даже в рамках одной традиции, да и любая традиция это всего лишь традиция. Велик соблазн создать «портрет Бога», ведь мы вроде так много о Нем знаем. Мы же до последней запятой исследовали Писание. Мы же явственное чувствуем Его прикосновение. Мы же чётко ощущаем Его водительство в жизни. Мы же столько слез пролили в наших молитвах.

Но чем больше мы прикасаемся к духовной жизни, тем больше мы понимаем, что ничего не понимаем, тем больше знаем, что ничего не знаем. Хотя можно, конечно, убедить себя, что мы овладели конечным знанием о Боге. Судя по некоторым чётко выстроенным схемам, можно сделать вывод, что такие люди имеются. Но выстраивая выверенную логическую систему, мы ограничиваем Бога, который бесконечно больше всех наших богословских конструкций. Любое противоречие оказывается для нас камнем преткновения.

Но разве Божественное откровение не парадоксально и не антиномично?

Парадоксальна Библия как сотворчество Бога и человека. Парадоксален Христос как подлинный Бог и подлинный человек одновременно. Парадоксальна Троица как общение Единого Бога в Трех Лицах. Парадоксален человек со своей свободной волей в условиях Божьего Провидения. Когда мы говорили о метафорах, то убедились в условности человеческого языка. Язык метафор и гипербол наполнен парадоксами и двусмысленностями. Истина парадоксальна, потому что пребывает выше всех наших представлений, в ней чувствуется внутреннее напряжение. Бог выходит за пределы всех человеческих дефиниций. Это отлично уловил в свое время Карл Барт: «Бог стоит над всеми контрастами и противопоставлениями мира сего, будь то противопоставление природы и духа, материального и идеального, тела и души, конечного и бесконечного. Бог не бесконечен! Бесконечность – лишь проекция конечности: конечность, освобожденная от своих ограничений и вознесенная на более высокий уровень бытия. Это понятие не имеет ничего общего с абсолютно свободным и творческим началом всего. Бог вечен, но не бесконечен».

Итак, в силу разности природы мышления и природы духовного мира, мы неизбежно сталкиваемся с противоречиями. Библия приоткрывает нам завесу духовного мира и не нужно бояться присутствующих в ней парадоксов. Эта книга - столь статична в своих основополагающих истинах, равно как и динамична в самых разнообразных оттенках и нюансах. Она дышит жизнью - очаровывает, удивляет, интригует, приводит как в благоговейный трепет, так и в искреннее недоумение.

Как плоский буквализм, так и запредельный символизм одинаково губят подлинный ее смысл. Нужно за текстом, за буквой, видеть и слышать Того, кто вдохновлял ее земных авторов - таинственного и неопределимого Бога.

Слово Бога - это тайна от начала и до конца. А тайну не объяснить логически.
Слово для тебя
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>