Апостол Иоанн говорит: “И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1Иоан.4:16). Наша вера есть вера в то, что Бог нас любит. Более того, любит не просто “нас” вообще, а именно меня, конкретного человека с конкретным лицом и именем. Лично я дорог Богу, Он помнит обо всех обстоятельствах моей жизни и Его взор обращенный на меня, полон бесконечного тепла.
Это звучит возмутительно - кто я такой, чтобы Создатель вселенной питал ко мне глубокий личный интерес? Но наша вера учит именно этому - “Господь слышит, когда я призываю Его (Пс.4:4)”. Каждый день, молясь Богу, я исхожу из этой веры в то, что я дорог, любим, что меня призывают на царский пир, где сам Царь радушно встретит меня.
Более того, Евангелие наставляет меня верить, что Христос возлюбил и меня, умер и за мои грехи, ведет по пути спасения и меня тоже. Бог пожелал искупить меня кровью Христовой. Это ошеломляет, это не укладывается в голове, но это правда.
Покаяние в грехе (а наша вера требует покаяния) исходит именно из того, что мы дороги, любимы и искуплены. Обращение к истине о себе может быть очень болезненным; мы все носим маски, чтобы понравиться, не в последнюю очередь - себе самим. Как-то я смотрел документалку об англичанине, который приехал в какое-то племя, где люди, в ходе традиционного обряда, пили ядовитый сок какого-то растения. Считалось, что этот сок (и связанные с его потреблением обряды) раскрывали подлинное, внутреннее “я” человека. Англичанин рассказывал о своем страхе - что выйдет на поверхность? Каким увидят его люди? Он сам?
Покаяние не требует пить ядовитый сок - оно требует гораздо более мучительной вещи. Признания того, что я согрешил, поступил дурно, позорно, и что вообще я - человек виновный и испорченный, кроме того, бессильный что-либо исправить. Если я сниму маску - хотя бы перед зеркалом - мне может сильно не понравиться то, что я увижу.
И в тот самый момент, когда я понимаю, что я - грешник, и это ужасно, становится ясно, что Бог любит не того, приличного и преуспешного, человека, которого я из себя изображаю, а того грешника, которым я являюсь. Я могу положиться на Него - Он видит меня, какой я есть, и любит меня неизменно, может и хочет спасти меня и очистить. Ввести меня в жизнь вечную и блаженную.
Без этой веры в неиссякаемую любовь Божию - покаяние превратится в бессмысленное повторение: “яхужевсех, яхужевсех, яхужевсех”, которое, на самом деле, ничего не изменит. Мы призваны уверовать в эту истину - Бог нас любит. Неизменно, несмотря ни на что. Мы должны сдаться Ему и позволить Ему нас переделать. Тогда Он сделает из нас, бедных, виновных, испорченных грешников, нечто немыслимо прекрасное - Его святых.