Один из самых известных психологов и психотерапевтов в мире, Ирвин Ялом, говорит в недавнем интервью в “Эксперте”: “Мы все — существа, ищущие смысл жизни, и все мы испытываем беспокойство оттого, что нас поодиночке закинули в эту бессмысленную Вселенную. Чтобы избежать нигилизма, мы должны поставить перед собой двойную задачу. Во-первых, изобрести проект смысла жизни, достаточно убедительный для поддержания жизни. Следующий шаг — забыть о факте изобретения и убедить самих себя в том, что мы просто открыли смысл жизни, то есть у него независимое происхождение”.
Ирвин Ялом - атеист, но он понимает, что человек не может жить бессмысленной жизнью и, поэтому, предлагает сначала выдумать этот смысл, потом притвориться, что он реален. Но зачем? Не доказывает ли сама наша потребность в смысле, что атеизм - ложен, и у нашей жизни есть подлинный, объективный смысл?
В самом деле, все наши потребности можно разделить на природные и искусственные. Искусственные потребности чем-то внушены нам, например, я хочу купить последнюю модель смартфона, потому что видел рекламу. Если бы я не видел ее, я бы не знал о его существовании и не хотел бы его приобрести.
Но бывают природные потребности - они есть у нас не потому, что кто-то внушил нам их, а потому, что они укоренены в самой человеческой природе. Все эти потребности указывают на что-то реальное, подлинное, что-то, что должно им соответствовать и их удовлетворять.
Мы жаждем - и есть вода, чтобы утолить нашу жажду. Мы способны испытывать голод - и существует пища. Мы испытываем половое влечение - и мы знаем, что существует брак. Но у нас есть и более глубокие потребности - в Добре, Истине, Красоте, в смысле жизни. Эти потребности указывают на реальность не менее подлинную, чем вода, пища или брак. На то, что в мире есть подлинный смысл и утешение, радость и предназначение.
И мы не должны “изобретать проект смысла жизни”. Мы должны принять ее подлинный смысл - и смысл этот состоит в том, чтобы познать Бога и возрадоваться Ему во веки.