Недавно вышла в свет вторая книга Уильяма Пола Янга - «Перекрестки». Первая книга Янга, «Хижина», вызвала целую бурю противоречивых мнений и отзывов и тем самым показала, что она является важной и интересной для современного христианина и для всякого, кто задумывается о том, каков Бог. Хочу поделиться своими мыслями и впечатлениями о новой книге, но перед этим советую всем, кому полюбилась «Хижина», прочитать и «Перекрестки».
После второй книги стало легче говорить о жанровых особенностях книг Пола Янга.
Появляющийся на страницах «Перекрестков» Льюис в лице мудрого и загадочного Джека, показывает, какой мир творит Янг в своем творчестве. Одинаковый сюжетный ход с появлением любимого писателя, помогающего главному герою, а также множество общих тем и общий прием глубинной аллегории отсылает искушенного читателя к «Расторжению Брака».
В той книге Льюис сделал героем повествования Джорджа Макдональда, своего духовного учителя и предшественника в жанре романа фэнтези. Макдональд первым стал наполнять недавно возникший жанр христианскими смыслами и сюжетами. Два писателя, Джордж Макдональд и Клайв Стейплз Льюис являются столпами, на которые опирается Пол Янг, и, на мой взгляд, от этого его книги только выигрывают. В книгах Янга мир обыденный и мир фэнтези тесно переплетены, причем этот второй, загадочный мир оказывается реальнее повседневной жизни, в которую он врывается и наводит в ней свой порядок.
Во второй книге Пол Янг уделил больше внимание сюжету, который стал динамичней и увлекательней. Благодаря комическому эффекту некоторые сцены наполнены смехом и иронией, порой и читателю не удается сдержать смех. Роман стал проще и живее, но, возможно, не таким глубоким без длинных бесед и размышлений, которые занимали основное повествование в «Хижине». Русскому читателю, знакомому с психологизмом Достоевского и масштабом мысли Толстого, большинство героев могут показаться слишком простыми, очерченными грубовато, а сюжет несколько банальным. Эти критические замечания, впрочем, не могут испортить общего впечатления о книге, которую справедливо назвать интересной и заставляющей задуматься. К достоинствам книги можно отнести большое количество аллегорических образов и персонажей, которые искусно вплетаются в общее повествование.
История главного героя, Энтони Спенсера, перекликается с притчей Христа о безумном богаче. Можно сказать, что это та же самая история, рассказанная в современности об удачном бизнесмене, занимающемся недвижимостью. Окончание библейской притчи, смерть богача, а в нашем случае почти смерть, кома, является в романе «Перекрестки» завязкой сюжета. Христос в этой притче не рассказывает о личной жизни богача, о любых других сторонах его жизни кроме богатства. Вполне вероятно, что у него ничего и не было, кроме амбаров и денег. Тема одиночества и впустую прожитой жизни, намеченная в притче, становится главной темой романа «Перекрестки». На протяжении всего романа также постоянно затрагивается вопрос смерти и жизни после нее. Что произойдет с человеком, который всю жизнь жил с мыслью, что смерть – это просто конец, что «жизни после» не существует? Ответить на этот вопрос главному герою помогает Бог, существующий в трех лицах.
Как и в «Хижине», так и здесь находится камень преткновения для многих христиан, которые смотрят на книгу с богословской точки зрения. Насколько доктринально верно и возможно описывать триединого Бога так, как это делает Пол Янг? Вопрос стоящий, вполне уместный для богословского трактата или другого фундаментального сочинения, но не совсем подходящий для романа-аллегории с элементами фэнтези. Тут стоит задать немного другой вопрос: для чего автор придумывает такие образы Бога? Ответ даст Бабушка, прообраз Святого Духа в «Перекрестках»: «Никакие изображения, никогда не могли точно передать внешний вид Бога, но поскольку мы хотим, чтобы нас знали, каждая деталь, каждый штрих изображения — это маленькое окошко, через которое видна одна из наших граней. Неплохо придумано, да?» На этот вопрос пусть каждый читатель отвечает сам.