Пресс-конференция по итогам уходящего года. Немолодой, немного усталый, но уверенный в себе человек сидит перед залом, полным людей, ожидавших от него весь год чуда, отвечает со смущённой улыбкой на вопросы, выслушивает просьбы с внимательным выражением лица. Вопросы разные: почему сопредельное государство братского народа хочет дружить не с нами, а с идеологически и лингвистически чуждой Европой; когда наведут порядок в ЖКХ; победим ли мы весь мир на предстоящей олимпиаде; сколько чиновников планируется в следующем году привлечь к ответственности за взятки? Вопросы многословны и путаны, перемежаются просьбами, почти молитвенными. «Там осталось-то всего двадцать миллионов найти, так не надо даже нищий бюджет трогать, вы только пальцем шевельните — и богатые жертвователи сами в очередь встанут», «национализируйте Газпром — и мы вас сделаем пожизненным президентом». Воистину, Христос в Израиле не нашёл такой веры. Осталось совсем чуть-чуть до «без меня не можете делать ничего»...
Человек выполнит свои обещания. Сопредельной державе за любовь будут даны щедрые скидки на нефть и газ и прочие преференции. Цены на ЖКХ будут расти, но теперь нам объяснят, почему они растут. Олимпиаду мы если не выиграем, то уж проведём с размахом и любой ценой. Взяточников, каких надо — посадим. Пальцем шевельнём. О Газпроме подумаем. Все разошлись довольные. Рождественская сказка удалась, можно праздновать с лёгким сердцем: нас выслушали, нас помнят, нам, если что, помогут, и мы эту помощь всё равно оплатим. Главное только, что до президента наша нужда дошла. Потому что у всех остальных требовать правды бесполезно.
Слаба и беспомощна человеческая власть. И чем более она натягивает на себя атрибуты силы и уверенности, тем более она слаба. Чем больше привилегий имеют её носители, тем меньше они имеют возможностей употребить власть во благо людям (для чего, собственно, она и нужна). Воровать из казны куда безопаснее, чем распределять деньги по реальным нуждам, потому что реальные нужды есть у каждого гражданина, на всех бюджета не хватит.
Вы подумаете, что я сейчас скажу: то ли дело власть Бога — вот тут царство подлинного порядка и справедливости! Нет, я не буду обсуждать уставы Царства Божьего. Я напомню только, что изначально власть на земле Бог предоставил нам. Поэтому мы и имеем над собой беспомощных чиновников, царей и президентов. Поэтому мы воюем за мир и погибаем во имя справедливости. Поэтому мы добавляем к природным катастрофам антропогенные. Поэтому и думаем о Боге, как о земном царе: сделай, чтобы нам было хорошо, ведь Тебе ничего не стоит, а если угодишь — построим Тебе храмы и будем изучать Тебя в школе.
Бог не устраивает пресс-конференций. Ему это незачем, он знает и наши мысли, и наши нужды, и наши чувства. Для Него важно, чтобы всё это — мысли, чувства, нужды — поняли мы сами. Чтобы мы знали, чего добиваться и чего просить, потому что если не по воле Его — успеха не будет, даже если желание исполнится.
Бог не показывает Своё величие и могущество на каждом шагу, не испепеляет молнией каждого богохульника, и нечестивцы живут долго и сыто. Он не мчится по дорогам с мигалками, не закрывает аэропорты и вокзалы, чтобы показать, кто тут главный. Он незаметен. Но именно Он имеет настоящую власть: власть спасать людей, не ограниченную сроками, ни конституционными, ни пожизненными. Надо лишь покориться этой власти — и она защитит. Не от бедности, не от холода, даже не от смерти — от вечного ада.
Пока земные цари рассказывают рождественские сказки, Царь Небесный творит рождественскую быль. Каковы бы ни были наши страхи и надежды — дверь в Его Царство открыта. Она узка, в неё не пролезут амбиции и эгоизм, слава земная и богатство. Не пролезут многие мечты и надежды на светлое будущее. Это всё атрибуты времени, в вечности они не понадобятся. Земной царь, уйдя с пресс-конференции, пришёл к себе домой и закрыл дверь — он обычный человек, которому нужно отдыхать и бывать одному. Дверь к Царю Небесному открыта всегда, Он не спит и не отдыхает, Он всегда готов склониться и ответить. Или помолчать — иногда это бывает нужнее. Но главное — Он всё знает. Творцу ли не знать Своё творение. И Творцу ли его не любить?
Поэтому, каковы бы ни были слова земных царей, какие бы надежды они ни обманывали, Царь Небесный всегда верен. И у нас есть повод для оптимизма: каким ни будет следующий год, с Богом мы его проживём.