Мария – латиноамериканская девушка, брюнетка с выразительным взглядом и доброй улыбкой. Она вполне могла бы сниматься в мексиканских телесериалах. А ещё Мария прекрасно говорит по-русски. Мы оказались соседями при перелёте из Франкфурта в Москву. Так и разговорились.
Родом из Венесуэлы, Мария шесть лет изучала где-то в Белгороде психологию. После учёбы вернулась на родину, но в родном Каракасе заскучала по своим студенческим друзьям. Да и брат её ещё учится в Москве. Вот и решила она на три недели прилететь в российскую столицу.
Для меня разговор с Марией был заправлен доброй порцией ностальгии, её русский язык с лёгким испанским акцентом навеял воспоминания о днях давно минувших. Дело в том, что в начале 90-х гг. мне довелось прожить полтора года в Эквадоре. Тогда у меня было немало друзей-эквадорцев, недавно закончивших советские ВУЗы.
Помню, как приятно поразили меня их по-детски восторженные слова о счастливой студенческой жизни в СССР, о верных друзьях и добрых незнакомцах, о поездках по бескрайней стране. В новой России тогда многие были настроены резко критически в отношении недавнего советского прошлого, а в воспоминаниях эквадорцев практически не было негатива. Единственное, на что жаловались в один голос мои латиноамериканские друзья – так это на сложности русской грамматики и на холодные зимы.
«Зимой холода, а летом – скинхеды»
В воспоминаниях Марии о студенческой жизни в России тоже много доброго. В общем, ей очень понравилось. Но в её словах нет той восторженности, которой когда-то удивляли меня русскоязычные эквадорцы.
Увы, к суровому климату и трудному языку добавилась ещё одна напасть – «скинхеды». Когда-то мои советские эквадорцы могли свободно гулять по улицам Москвы, Одессы и Ростова-на-Дону без страха быть избитыми или арестованными. Об абстрактных бритоголовых они лишь слышали по центральном советскому телевидению в пропагандистских репортажах из ФРГ.
Иностранным студентам в современной России более не надо включать телевизор. Для многих из них пресловутые «скинхеды» – с бритой головой или нет – стали такой же повседневностью, как зимний снег.
«Зимой у вас холодно, снег и короткие дни. Но летом по улицам ходят пьяные скинхеды. Могут пристать. Поэтому зимой в России мне больше нравится чем летом,» – буднично поведала Мария. А ещё рассказала, что в Венесуэле тоже много приезжих из других стран. По её словам, местные к ним относятся не очень хорошо, но не избивают.
Возрождающаяся Россия?
За последние годы мы привыкли к воинствующей ксенофобии, смирились с общей озлобленностью. В народе живы ещё стереотипы о русском гостеприимстве и нашей особой душевной щедрости. Но что-то давно не слышал я об этом от иностранных гостей, которые всё чаще говорят о повседневности страха.
Священное Писание заповедует «не притеснять и не угнетать» приезжего, «не обижать» его. (Исход 22:21, 23:9). Увы, даже в церкви мы редко вспоминаем об этих Божьих заповедях гостеприимства. А порою с подачи толпы с кафедры звучит и вовсе антибиблейская проповедь, которую можно суммировать словами «понаехали тут»…
В эти предрождественские дни полезно представить себе, что случилось бы с Девой Марией и Её супругом Иосифом, окажись они не в древнем Вифлееме, а в сегодняшней Москве. Даже если одеть их в современную одежду, благую чету наверняка приняли бы за «лиц кавказской национальности», за чужаков. Вполне вероятно, что Иосифу пришлось бы отбиваться от скинхедов, а Марии – рожать в отделении милиции, куда её забрали бы за нарушение «паспортного режима».
В последнее время мы часто слышим о гордой, возрождающейся России. Действительно, растут доходы населения, возводятся новые дома, армия обновляет вооружение, рынок ценных бумаг бьёт рекорды... Это хорошо, но с христианской точки зрения, пожалуй, не самое главное. Гораздо важнее, что происходит в душе нашей. – Растёт ли в ней любовь или ненависть? Что мы представляем собой как народ, как общество? Куда мы идём?
Великую державу нельзя возвести на фундаменте насилия. Я буду гордиться достижениям новой России, когда венесуэльская девушка Мария сможет идти со своими друзьями по нашим улицам без страха быть избитой только из-за того, что у неё чёрные волосы и «нерусский» акцент.