Замечательный психолог и философ Виктор Франкл пишет в одной из своих работ: "Я видел параноиков, которые из своих иллюзорных идей преследования убивали своих мнимых врагов; но я встречал также параноиков, которые прощали своих предполагаемых противников. Эти параноики действовали, исходя не из своего психического расстройства, а скорее реагировали на это расстройство, исходя из своей человечности".
В самом деле, паранойя, бредовое расстройство - очень тяжелый психиатрический симптом, когда человеку кажется, что все сговариваются против него. За спиной у него шепчутся, в машине, остановившейся у подъезда, сидят агенты КГБ, ЦРУ или масоны, самые близкие люди намереваются его прикончить, уличные фонари подают друг другу зловещие знаки, предвещающие ему скорую смерть. Человек в таком состоянии может бежать в другой город или вовсе в лес. Преследуемый призраками, он может, хуже того, совершить убийство или самоубийство, думая избежать страшной участи попасться в руки своих "врагов".
Но бывает так, что строго психиатрически - люди здоровы, но их мышление и поведение окрашено паранойей. Они "перепощивают" в социальных сетях страшные рассказы о происках врагов, которые везде - они в шкафу, они под кроватью. Во дни смут и волнений уровень бреда возрастает - люди видят в другой стороне страшных врагов, которые рвутся их убить и замучить и непременно сделают это, если не напасть на них первыми. Чудовищные и по числу жертв, и по озверению сторон межнациональные конфликты всегда начинаются именно с массового бреда - "они хотят нас убить!"
Бывает так, что бред оставляет человека, сознание проясняется, и он с ужасом и содроганием видит, что он наделал, пока боролся в врагами. И тут надо отдавать себе отчет - я не устойчивей других, я тоже могу впасть в бред, но, по крайней мере, я никого не буду убивать. Может быть, мой сосед - агент темных зловещих сил, может быть, он получает тайные указания из Кремля, или из Вашингтона, или из тайной штаб-квартиры всемирного заговора. Может быть, когда он здоровается со мной на лестничной клетке, на его лице мелькает злобная ухмылка человека, который готовится вонзить мне в спину нож. Может быть, но я не буду бросаться на него с ножом.
Интернет полон бреда на тему "они хотят нас убить!" - особенно в моменты кризиса. Может быть, вы ему верите, может быть, вы его даже распространяете. Но вы еще можете принять важное решение - "по крайней мере, я никого не буду убивать".