"У каждого своя правда" - довольно известное выражение, которое нередко вызывает внутренний протест - ведь правда всегда одна, есть только одна истина, есть объективное добро и зло... С одной стороны это так - есть добро и зло и их не надо путать. Нравственный релятивизм ведет в ад, твердость мучеников, которые провозглашают правую веру перед лицом гонителей - в рай.
А с другой стороны - действительно, бывает Правда Божия, Правда с большой буквы, а бывают частные, небольшие правды, которые люди отстаивают в бесконечных конфликтах между собой. Есть анекдот про мудрого раввина, который мирил двух ссорящихся женщин - "и ты, Сара, права, и ты, Циля, права". Когда у него спросили, как же так может быть, он успокаивающе ответил - "и ты прав".
В самом деле, у обоих сторон могли быть справедливые требования и обоснованные жалобы, обе причинили друг другу какие-то обиды и неправды - поэтому у каждой есть список претензий. У каждой - могут быть какие-то вполне законные права и интересы. В чем-то каждая из сторон права.
Но как это бывает в человеческих конфликтах, люди не дают себе труда рассматривать, в чем требования противной стороны могут быть справедливы, а упреки обоснованны. Более того, в принципе не хотят этого делать - из наличного материала выстраивается такая версия событий, которая больше устраивает, которая поможет представить свою частную правду как Правду с большой буквы и даже правду Божию. Конфликт, который можно разрешить, пойдя на взаимные уступки, к общему удовлетворению (или, хотя бы, к уменьшению вреда) делается неразрешим. Ведь нельзя договариваться с абсолютным злом, это предательство Добра с большой буквы. Тем более, что все равно ничего не выйдет - недаром в сетевых дискуссиях так популярен Гитлер, с ним тоже пытались договариваться, ничего не вышло, наши оппоненты тоже такие "гитлеры-гитлеры", с ними тоже говорить не о чем...
Но беда в том, что претензия на абсолютную Правду, с обязательным отнесением всех несогласных в лагерь абсолютного зла, совсем не помогает отстоять свою правду - те свои требования, которые справедливы, реалистичны и вполне могут быть исполнены. В одной книге по посредничеству в конфликтах мне попалась очень здравая идея - не говорите о том, кто виноват, говорите о том, чего вы хотите. Что вы хотите видеть на выходе из этого конфликта? Какие ваши нужды должны быть восполнены?
Говорить о согласовании интересов, о реалистичных планах будущего скучно и неромантично? Хочется побороться за Правду с большой буквы? Есть такая Правда - и она состоит в том, что "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Матф.5:9). Все частные правды гораздо менее важны, чем эта.