Первого апреля – День смеха. Хотя этот праздник и не является официальным, но его отмечают во многих странах. В этот день принято устраивать разного рода розыгрыши, шутить и радоваться. В России этот праздник начали праздновать в эпоху Петра Великого, который сам был любителем подшутить над людьми. Вот как это описывает Википедия:
«Первый массовый первоапрельский розыгрыш состоялся в Москве в 1703 году. Глашатаи ходили по улицам и приглашали всех прийти на «неслыханное представление». От зрителей отбоя не было. А когда в назначенный час распахнулся занавес, все увидели на подмостках полотнище с надписью: «Первый апрель — никому не верь!» На этом «неслыханное представление» закончилось».
В произведениях русских писателей и поэтов упоминаются первоапрельские розыгрыши. Например, Пушкин писал в письме А. А. Дельвигу:
«Брови царь нахмуря,
Говорил: «Вчера
повалила буря
Памятник Петра»
Тот перепугался:
«Я не знал!.. Ужель?»-
Царь расхохотался:
«Первый, брат, апрель!»
Если для светских людей этот праздник не несёт в себе ничего негативного, то в церковном сообществе порой слышишь слова осуждения в адрес, как самого праздника, так и тех христиан, кто одобрительно относится к первоапрельскому Дню смеха. Интересно, что при этом люди часто пытаются использовать Писание для подтверждения авторитетности своих взглядов, вычитывая стихи из Библии, якобы подтверждающих их мнение. Основным аргументом является фраза из послания к Ефесянам: «смехотворство не прилично святым».
После таких слов видимо должен сложиться идеальный образ подлинной святости - всегда серьёзный, хмурый человек, который никогда не допускает в своей жизни улыбки и смеха. Конечно, всему своё время – время для серьёзных бесед и время для шуток и веселия. Быть всегда строгим и не улыбчивым – это однобокое восприятие христианской жизни. Поэтому важно понять, что на самом деле говорит Писание на тему смеха? Дело в том, что фразу, о которой я писал выше, выдёргивают из контекста. Апостол Павел в послании к Ефесской церкви пишет о том, какая должна быть жизнь христианина. В начале пятой главы (откуда взяты слова о смехотворстве) идёт речь о жизни в любви. И как антагонизм жизни в любви к Богу и ближним, апостол предупреждает об опасностях, которые угрожают христианину. В четвёртом стихе помимо «смехотворства» Павел говорит о сквернословии и пустословии. Эти слова можно также перевести, как постыдное поведение и нелепый, глупый разговор. Это разговор глупцов, который одновременно нелеп и греховен. Именно в этом контексте слово «смехотворство» или «шутовство» воспринимается как нечто негативное, недостойное христианина.
Вот что говорит один из комментариев на этот текст:
«Имеется в виду умение обратить разговор в шутку или шутовство, которое заканчивается обманными речами, оформленными так, что говорящему легко удается ускользнуть от ответственности за их содержание или смысл. После пира гости обычно сидели и беседовали, шутили; часто присутствовал шут, искусный в игре слов. Ефес славился своими шутами».
Как мы видим, сама идея шутки, юмора не является чем-то недостойным или греховным, но в контексте глупости и постыдного поведения может приобрести греховный, неприемлемый смысл в христианской жизни. Кстати, интересно заметить, что в Ветхом Завете есть тексты, которые порицают смех и веселие. Например, Екклесиаст пишет:
"О смехе сказал я: "глупость!", а о веселье: "что оно делает?"" (Еккл.2:2).
"...потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета!" (Еккл.7:6).
Но если автор Екклесиаста так категоричен в оценки смеха и веселия, то в книге Притчей не всё так однозначно, например в одном тексте сказано следующее:
"И при смехе [иногда] болит сердце, и концом радости бывает печаль" (Прит.14:13).
Но читаем далее и видим иное мнение:
"Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости" (Прит.17:22).
Так что есть смех? Грех или признак плода Духа? Вот что по этому поводу пишет архиепископ Иоанн (Шаховской):
«Есть два смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех — несветлый. Если же в груди жестко и сухо и улыбка кривится, то смех — грязный...
Добрым смехом бесшумно развеять можно скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже — убийства... Хорошим смехом восстанавливается дружба, семейный очаг.
Едкий смех — не от Бога. Язвительная улыбка, сарказм остроты, это — пародия на евангельскую соль мудрости. Пародия, искривляющаяся в улыбке.
Острота слова всегда взрезывает душу. Но острота, будучи даже одинаковой у двух ножей — хирургического и разбойничьего, производит совсем разное действие. Одна, взрезывая, пропускает свет небесный и теплоту Духа или вырезает гноение, обрезает мертвость; другая — безблагодатная острота — режет, кромсает душу и часто убивает» (из книги "Апокалипсис мелкого греха: Избранные статьи").
Первое апреля не стоит воспринимать в негативном смысле, гораздо лучше попытаться увидеть в этом празднике замечательную возможность христианам продемонстрировать миру подлинную радость, которую человек обретает во Христе. Настоящая радость и добрый юмор – это дар Божий спасённым людям, как результат освобождения от бремени греха, уныния, пошлости и безнадёжности этого мира.