анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
Очевидность духовного мира

Сергей Худиев, Москва

До изобретения радио никто не догадывался о существовании радиоволн
До изобретения радио никто не догадывался о существовании радиоволн
Недавно мне задали вопрос: "Почему, если духовный мир действительно существует, мы не видим не малейших признаков его реальности? Может он и в самом деле просто плод нашей фантазии?"

Что же сказать на это? Даже на физическом уровне мир по большей части состоит из того, что мы не видим. Мы не видим в частности радиоволн и до изобретения радио никто не догадывался об их существовании. Никто не видел, например, Большого Взрыва, с которого, по мнению ученых, началась наша вселенная, но они уверены в том, что он был, потому что на это указывает ряд косвенных признаков. Так что "видение" - это совсем не критерий "существования".

Есть ли признаки реальности духовного мира? Да, даже не говоря о мистическом опыте, мы можем обратиться к опыту самому повседневному - нашему переживанию свободной воли. Ведь что такое дух и материя, что их отличает? Материя всегда повинуется законам природы - безличным и неизменным. Камень всегда падает вниз - он не может принять решения не падать, а, вместо этого, скажем зависнуть в воздухе. Если в мире нет ничего, кроме материи (как полагает материализм), то все наши акты мышления и произволения также сводятся к очень сложным, но полностью материальным процессам в коре нашего головного мозга, которые развиваются по все тем же безличным и неизменным законам природы.

Таким образом, наша свобода иллюзорна. Как писал известный материалист Френсис Крик: "Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли на самом деле не более чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы – не более чем набор нейронов... хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить".

Дух обладает подлинной свободой - он может принимать решения, не детерминированные чем-то внешним по отношению к нему (в том числе, законами природы). Всякий раз, когда мы совершаем акт свободного выбора, всякий раз, когда мы признаем свободный выбор за другими, мы неизбежно отрицаем материализм.

Философ Томас Нагел (человек неверующий), профессор философии и права Университета Нью-Йорка написал книжку "Сознание и Космос: почему материалистическая нео-дарвинисткая концепция природы почти наверняка ошибочна". Доводы Нагела сводятся к принципиальной неспособности материализма объяснить феномен сознания. "Материализм недостаточен даже для объяснения физического мира, поскольку физический мир включает в себя существ, обладающих сознанием, как своих наиболее поразительных обитателей". Мир, в котором есть существа мыслящие и свободные - такие как мы с Вами - не может быть чисто материальным. Значит, духовный мир существует - и мы сами существа обладающие не только материальной. но и духовной природой.
Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства
  Следующие 20 >>