Одна из совершенно неизбежных вещей в христианстве - это признание себя грешником. Невозможно быть христианином и грешником себя не считать. Многих это смущает, им кажется, что такое признание уничижает человека. На самом деле, все ровно наоборот - если мы грешники, мы велики; мы ничтожны, как раз, если мы не грешники.
Представьте себе полупьяного бродягу, который выпрашивает у прохожих деньги на дополнительную дозу спиртного. Представьте себе, что мы признаем в нем наследного принца. Тогда мы признаем, что он глубоко пал - до чего он докатился! Как ужасно для принца оказаться в таком жалком состоянии! Но если мы полагаем, что бродяга - это просто пьяный бродяга, ничего другого от него ожидать и не стоит. Он не падший принц. Он вполне на своем месте.
Признавая свой грех, мы признаем не только отдельные плохие поступки, но и то, что мы в целом находимся в совершенно ненормальном, недолжном состоянии, из которого, однако, можем быть спасены благодатью Божией. Напротив, когда мы считаем, что с нами, в общем-то, все в порядке, мы соглашаемся считать наше нынешнее состояние нормальным.
Если мы видим в человеке всего-навсего продвинутую обезьяну (одна из атеистических книжек так и называлась - “Апгрейд обезьяны”), мы будем видеть зло и порчу в нем, как что-то естественное - не порчу даже, а саму суть его природы. Что вы хотите от животного, в конце концов? Это животное, которое и ведет себя как животное.
Но если мы видим в человеке образ Божий, того, кто создан для общения с Богом, существо, призванное к немыслимой славе и радости, то нынешнее состояние людей (включая нас самих) - будет выглядеть падшим, греховным.
Если никакого Бога, вечной жизни, надежды спасение не существует, то мы не пали - нам неоткуда было падать, дно - наш единственный дом. Если мы созданы любящим Богом для вечной радости, святости и любви, тогда то, до чего мы сейчас докатились - весьма прискорбно. Мы пали и нуждаемся в спасении. Если, как говорит Писание, отечество наше на небесах, то здесь мы в изгнании.
Поэтому, исповедуя веру в то, что мы бедные, падшие грешники, которые отчаянно нуждаются в спасении, мы выражаем надежду на то, что мы предназначены к невыразимому величию и радости. У того, кто пал, есть надежда подняться, у изгнанного есть надежда вернуться, и испорченного - есть надежда исправиться. У того, кто считает свое состояние итак нормальным, никакой надежды нет. Поэтому так важно принять, что мы - грешники. Без этого мы не можем обрести надежды.