Недавно Русская Православная Церковь праздновала 700-летие святого Сергия Радонежского. Это был монах-отшельник, который хотел удалиться от людей в пустынное место и там посвятить себя молитве. Но по мере того, как люди узнавали о нем, вокруг него собирались другие люди, ищущие монашеской жизни. Возник монастырь, потом — другие монастыри, потом еще десятки монастырей были созданы его учениками.
Сам опыт монашеской жизни может показаться нам, современным людям, странным и непонятным. Но, если мы немного приглядимся, мы сможем увидеть в опыте преподобного Сергия — и опыте монашества вообще — что-то очень важное именно для нас.
Перед тем, как идти в мир с проповедью Евангелия, его нужно услышать самому; а чтобы услышать его и усвоить, нужна тишина. Мы — как и люди XIV века — живем среди шума и грохота. Люди яростно препираются, гневно осыпают друг друга обвинениями, дерутся, вопят, там где нет драки — до нас доносится шумная музыка надрывного, болезненного веселья.
И вот среди этого шума находятся люди, которые хотят прислушаться к тому «веянию тихого ветра», в котором говорит Господь.
Как-то я смотрел научно популярный фильм о работе астрономов. Чтобы заниматься наблюдениями, они уезжают глубоко в пустыню — потому, что иначе так называемое «световое загрязнение», свет больших городов, мешает им видеть звезды.
Монах тоже уходит в пустыню, чтобы прислушаться к голосу Святого Духа — там, где шумовое загрязнение не будет ему мешать. В конце концов это приводит к тому, что Бог действует в нем и через него, глубоко изменяя тот самый мир, из которого он первоначально удалился.
Мы не можем уйти в пустыню на годы, как это делали (и делают) монахи. У нас есть обязанности здесь, в городе. Но мы можем уйти в пустыню на несколько дней или хотя бы часов, по примеру самого Господа. Как мы читаем в Евангелии, «[Иисус], встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мар.1:35).
Мы можем выделять в нашем дне хотя бы полчаса, хотя бы четверть часа тишины, когда мы не заглядываем в интернет, ни с кем не бранимся, не пугаемся, не негодуем, а в тишине пребываем перед Богом и, никуда не торопясь, слушаем Его слово. За это время планета не сорвется с орбиты, а на течении мировых событий наше временное отсутствие никак не скажется.
Мы можем выделить окна, просветы, через которые Бог будет действовать в нашей жизни - время, когда мы перестаем бегать как ошпаренные и останавливаемся перед Ним. Как говорит Писание, «Остановитесь и познайте, что Я — Бог»(Пс.45:11).
Это будет нелегко и эти просветы будет все время затягивать. Но мы должны будем начинать снова и снова — пока эти просветы тишины не войдут у нас в привычку. И тогда мы увидим, как Бог начнет действовать — потому, что мы даем Ему такую возможность.