анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
Прощай, Капитан! Памяти Робина Уильямса

Игорь Попов, Москва

Однажды пасмурным осенним вечером я устало бухнулся на диван и привычно надавил на кнопку включения телевизора. За окном монотонно шелестел дождь, а на журнальном столике благоухала чашка горячего чая. Про все это я очень скоро забыл, как только мое внимание привлекли титры и музыка начавшегося фильма. Это был великолепный фильм «Общество мертвых поэтов» австралийского режиссера Питера Уира, главную роль в нем сыграл гениальный актер Робин Уильямс.

С тех пор я бесчисленное количество раз пересматривал этот фильм, он прочно занял самое любимое место в моей видиотеке, а Робин Уильямс стал одним из самых любимых актеров, новых ролей которого я никогда не пропускал. Вчера, 11 августа, его не стало. Он не выдержал сражения с тяжелой депрессией и покончил жизнь самоубийством. Еще одна жертва этого страшного недуга, который не разбирает какой счет у тебя в банке, сколько у тебя друзей, какие у тебя моральные принципы.

Вопреки устоявшемуся амплуа, Робин Уильямс был настоящим интеллектуалом. Он родился 21 июля 1951 года в Чикаго. Отец, Роберт Фицджеральд Уильямс, был одним из руководителей компании Ford Motors, мать, Лори Уильямс, — бывшая модель. После окончания школы поступил в Клермонтский колледж, где изучал политологию. Затем поступил в Джуллиардскую школу драмы, в которой обучался драматическому искусству.

Уильямс был настоящим шекспировским актером, не смотря на то, что не обладал эффектной внешностью голливудского красавца. С середины 1970-х годов начал сниматься в комедийных телесериалах. В кино появился в 1977 году. После нескольких эпизодических ролей Уильямс снялся в главной роли в фильме «Попай» (1980) Роберта Олтмена. Этот и несколько следующих фильмов были неудачными. В 1987 году Уильямс сыграл роль диджея в картине Барри Левинсона «Доброе утро, Вьетнам», благодаря которой получил известность и номинацию на «Оскар».

Многие свои роли Уильямс сыграл в комедиях. Две номинации на «Оскар» ему принесли роль учителя в фильме «Общество мертвых поэтов» (1989) и роль сумасшедшего в фильме «Король-рыбак» (1991). В 1998 году он стал обладателем «Оскара» как лучший актер второго плана за роль психолога в фильме «Умница Уилл Хантинг». В 1999 году Уильямс снялся в главной роли в фильме «Двухсотлетний человек», поставленном по произведению Айзека Азимова. В нем он сыграл робота, который мечтал стать человеком. И это все были и запоминающиеся роли. Долгое время он не мог преодолеть амплуа эстрадного комика, но это был актер, который не умел останавливаться. Австралиец Питер Уир предложил ему сыграть драматическую роль преподавателя литературы в престижной частной школе Джона Киттинга и не прогадал – именно благодаря великолепной игре Уильямса фильм достигает такого накала.

Фильм «Общество мертвых поэтов» после выхода в мировой прокат в 1989 году получило рекордное количество самых различных премий. Судите сами: «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, Британская киноакадемия (BAFTA Awards) — лучший фильм, лучшая музыка (Морис Жар), César Awards — Сезар за лучший иностранный фильм, Международный кинофестиваль в Варшаве — лучший зарубежный фильм, David di Donatello Awards — лучший зарубежный фильм, приз за лучший фильм от Ассоциации артхаусных кинотеатров Германии, приз за лучший подбор актеров от Casting Society of America, приз от Общества политических фильмов Америки. Джон Киттинг не просто учит литературе, он пытается научить ребят свободно мыслить. Его девиз «carpe diem» (лат. «лови мгновение») становится и девизом его учеников. У каждого из персонажей фильма своя история, свой характер и к каждому из них Джон Киттинг пытается найти подход, пытается помочь вырваться из оков условностей и научить свободно мыслить вопреки всему консервативному укладу и давлению, царящему вокруг.

Для своих учеников он становится мифическим Капитаном из стихотворения Уолта Уитмена. Именно так начинают называть его ученики. Для ребят Киттинг становится первым настоящим Учителем и Другом. И даже естественный подростковый бунт он пытается направить в мирное русло, помогая своим ученикам обрести настоящую внутреннюю свободу, всегда оказывая, как сейчас бы сказали, душепопечительскую помощь в самых трудных моментах.

Культовый режиссер Терри Гильям не был бы Терри Гильямом, если бы в его фильме «Король-рыбак» Робин Уильямс не сыграл одну из своих самых странных и самых пронзительных ролей. В «Короле-рыбаке» актер перевоплотился в человека, обезумевшего от горя, когда его жену в баре расстрелял убийца-маньяк. Теперь Пэрри видит себя Королем-рыбаком, героем средневековых легенд о священном Граале, и он осмысляет все, что с ним происходит, в категориях и понятиях мистических преданий. Уильямс был удостоен «Золотого глобуса» и номинации на «Оскар». Одна из его экранных напарниц Мерседес Руэль получила «Оскар» за лучшую роль второго плана.

В этом фильме Уильямсу не просто удалось сыграть необычного персонажа, здесь ему удалось показать всю глубину трагедии потери близкого человека. Как можем поменяться мир человека под влиянием разрушительных эмоций и в то же время он сумел показать как можно снова найти смысл жизни, смысл дышать и жить, обрести новые чувства, как важно в этот момент найти человека, которому ты готов довериться и который может помочь тебе снова обрести смысл двигаться дальше.

Не менее запоминающимся оказался персонаж Робина Уильямса в фильме Кристофера Нолана «Бессонница». Персонаж Уильямса в фильме – сочинитель детективных романов, который убивает свою юную фанатку и шантажирует расследующего преступление полицейского, пытаясь заставить его обвинить в преступлении бойфренда девушки. Здесь он играет в паре в еще одной легендой Голливуда – гениальным Аль Пачино. Это фильм о вине и совести, о том, как важно быть честным с собой.

Ну и, наконец, роль, которая принесла актеру долгожданную премию «Оскар». Сценарий «Умницы Уилла Хантинга» был сочинен Мэттом Деймоном и Беном Аффлеком как их общий пропуск к голливудскому успеху, и он в самом деле превратил не слишком известных актеров в лауреатов сценарного «Оскара» и уважаемых голливудцев, будущих звезд многомиллионных блокбастеров. Однако картина о математически одаренном уборщике, который не может реализовать свой потенциал, потому что страдает от житейских и психологических проблем, стала триумфом и для Робина Уильямса.

Актер был вдохновенен, трогателен, разнообразен и профессионально безупречен в роли психотерапевта, помогающего Уиллу преодолеть его испытания, и он также удостоился «Оскара» – уже не сценарного, а актерского. Самое интересное, что сам Уильямс сыграл намного интереснее и глубже, чем красавчик Мэтт Дэймон. Герой Уильямса учит своего подопечного любить и доверять, он учит как обрести внутренне согласие и стать самим собой, не пытаясь что-то доказать всему миру. Это удивтельный фильм о дружбе, любви, открытости и непреходящих жизненных ценностях.

Можно еще много назвать ролей, которые сыграл Уильямс, и которые сделали его любимым актером сотни зрителей. Актер долго сражался со страшным недугом – химической зависимостью, чтобы преодолеть другой свой недуг – тяжелую депрессию. Что привело его к такому концу – не мне судить.

Жена Уильямса Сьюзэн Шнайдер сказала: «Я потеряла своего мужа и своего лучшего друга, а мир потерял одного из самых любимых артистов и самых прекрасных людей. Мое сердце разбито». Я думаю, что к ее словам могут присоединиться сотни людей, которым персонажи гениального актера помогали выжить, помогали улыбаться и давали надежду.

Когда внезапно и трагично уходят из жизни люди, сам образ которых связан с радостью, смехом и надеждой, поневоле начинаешь думать о том, как не хватает в этом мире любви и добра. Эрих Мария Ремарк так написал о самоубийстве супругов Цвейг в романе «Тени в раю»: «Если бы в тот вечер в Бразилии, когда Стефан Цвейг и его жена покончили жизнь самоубийством, они могли бы излить кому-нибудь душу хотя бы по телефону, несчастья, возможно, не произошло бы. Но Цвейг оказался на чужбине среди чужих людей».

И все же от Робина Уильямса остались удивительные роли, которые еще не одному поколению зрителей будут давать надежду. Нам так важно уметь ценить простые вещи в этой жизни – любовь Бога к нам, доверие близких людей, радость от соприкосновения с небесным. И еще нам важно помнить, что эта жизнь дана нам не просто так, нужно дорожить этим. Carpe Diem – Дорожи мгновением!
Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства
  Следующие 20 >>