В религиоведении есть такое понятие - генотеизм. Это поклонение одному богу - богу племени. Этот бог-покровитель нашего народа, и наше выживание зависит от отношений с ним. Другие боги существуют, они не менее реальны, но они имеют дело с другими народами. Примерно как с царями - у нас есть царь, мы ему повинуемся, а у них другой царь, который с нашим царем может быть в самых разных отношениях.
Монотеизм - это совсем другой взгляд на мир. Есть только один истинный Бог, сотворивший небо и землю - Творец, Владыка и Хранитель всего мироздания, всей земли и не только - всех туманностей и галактик, всего видимого и невидимого. Бог, который поддерживает в бытии и питает наше племя. И не только. Всех людей вообще, союзные нам племена, враждебные и племена, о которых мы ничего не знаем.
В Библии есть история Ионы. Бог посылает этого древнеизраильского пророка в Ниневию, чтобы проповедовать жителям этого огромного города покаяние: «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Ион.3:4).
Он не хочет идти - а вдруг они покаются, спасутся и избегнут Божией кары за свои грехи? Нет, пророк не злой человек. Просто это Ниневия - столица ассирийской империи. Ассирия воспринималась в ту эпоху примерно как гитлеровская Германия сейчас - только не разбитая, а всепопирающая и торжествующая. До нас дошли ассирийские барельефы, на которых с жуткой похвальбой изображались деяния ассирийской армии - пленники, посаженные на колья, стены, завешанные содранными с людей кожами. Ассирийцы правили, внушая ужас - и они умели и любили это делать.
Божий гнев наконец настигнет врагов народа Божия. Ниневия будет разрушена? Превосходно! Наконец-то! Заждались! И вот, когда Бог посылает Иону, чтобы дать ниневитянам последний шанс, пророк не хочет, но после ряда приключений с большой неохотой идет и проповедует Божие послание. Происходит чудо - жестокосердные ниневитяне каются, и Бог отводит от них обещанную кару. Пророк не находит себе места от досады — злодеи спаслись от давно заслуженного ими наказания! Но Бог говорит ему: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион.4:11).
Оказывается, Бог является Творцом и Хранителем даже этих свирепых язычников, страшных врагов Его народа. Он любит их, жалеет и желает им спасения. В самом деле, если верить не в бога генотеизма, не в бога нашего племени, а в Бога Библии, сотворившего Небо и Землю, то надо признать неизбежное. Он — не Бог какой-то группы людей, нашего племени, нашей партии, нашей общины. Он Бог всех народов и всех людей, в том числе и враждебных нам племен и партий. Наши враги — драгоценные перед Ним Его творения, для которых Он ищет спасения и жизни.
Поэтому Христос и говорит — любите врагов ваших. Потому, что их любит Бог. Да, посмотреть на людей, которых мы сильно не любим (и видим тому уважительнейшие причины), глазами Бога, который их создал и хранит - нелегко. Это даже страшно — мы привыкли жить в одном мире, а нас зовут совсем в другой. Но верить в Бога — Творца неба и земли, всего видимого и невидимого — означает именно это. Наши враги — Его любимые творения.