Каждый из нас получил в дар от Бога что-то особенное. Дар – это то, что мы можем делать лучше других. Это способность превзойти самые высокие стандарты. Бог определенно хочет, чтобы мы достигали максимума и тем самым прославляли Его и свидетельствовали о Нем. Как мы можем и должны ответить на Его дары и Его призвание?
Чаще всего мы берем и используем Его дары и оставляем без внимания Его призвание. Но только призвание дает дару цель и смысл. Без призвания мы просто потребляем для себя то, что должно служить высокой цели. Вот почему говорят: «Не путай Божий дар с яичницей». То есть не упрощай, не опошляй, не занижай.
Мы можем ничего не ответить Богу, молча взять и использовать этот дар для себя, своих потребностей и амбиций. В таком случае мы можем сделать быструю карьеру и достичь успеха. Мы можем присвоить Божий дар и работать на себя. А можем послужить полученным даром Богу и другим людям.
Проще всего взять дар и последовать дальше своим путем. При этом можно прикрываться религиозными фразами. Страшная правда состоит в том, что даже в религии большинство людей ищет власти, денег и славы. Поэтому за словами о служении – амбиции и корыстолюбие. Религия – обходной, но более безопасный путь к тому, что более глупые и дерзкие хватают сразу. Это «чистый» подход к тому, что ищут в таких «грязных» сферах как политика и бизнес. В этом смысле религия – такая же профессия как и другие, разве что с претензией на чистоту и святость.
Так что не будем себя обманывать: чаще всего мы используем Божий дар и идем своей дорогой, дорогой стяжания благ земных. Это я к тому, что и в профессии, и в религии мы можем быть неблагодарными – использовать Божьи дары для себя и забыть о Божьем призвании и Самом Боге.
Нашей реакцией на Божье предложение должно быть благодарное принятие всего «пакета» - и даров, и призвания. Только такое полное ответственное принятие может быть угодным Богу. Нужно иметь ввиду, что главное - не дар, а Дарующий, не призвание, а Призывающий.
«Я принимаю то, что Ты мне даешь – и подарки, и трудности пути, и защиту, и опасности, и крест, и воскресение. Я принимаю Твой план для моей жизни. Твои дары помогают мне его выполнить, я просто не умел бы ничего сделать без них. А Твой план помогает мне понять, где эти дары должны применяться, для чего они предназначены».
Если мы так скажем, то должны иметь ввиду, что у Бога есть призвание и план для всей нашей жизни, а церковь и наше христианство – это не вся жизнь. Поэтому нам стоит думать не только о воскресном дне, о богослужении, о молитве, о Библии, но и о работе, отдыхе, семье, учебе.
О работе – в первую очередь, потому что основное время своей жизни человек проводит в работе. И было бы странно, если бы эта львиная доля жизни выпала из Божьего плана, если бы мы просто мучились эти дни и годы, отбывая их как удручающую повинность.
Слово «работа» в русском языке соседствует со словом «рабство». И это о многом говорит. Мы смотрим на работу как на форму рабства. Свобода – значит ничего не делать. Работать – из-под палки или за деньги, по необходимости.
Стоит вспомнить, что Бог создал человека свободным и при этом поручил ему возделывать сад. Труд не унижал человека и не был формой насилия. В этом труде человек мог находить радость созидания, в этом было его предназначение.
Не многие из нас сегодня посчитают работу садовника творческой и интересной. Но при правильном отношении любой труд может давать радость и довольство.
Мы должны поддерживать сад – наш мир – в порядке. Более того, мы должны сделать его красивее. Каждый на своем участке.
Кажется, христиане слишком увлеклись вторым, «великим поручением» («Идите и научите все народы….») и забыли поручение первое – трудиться на благо Божьего творения, заботясь о нем и управляя им. Первое поручение – труд; второе – проповедь. И они дополняют друг друга. У Бога есть дары и призвание как для обычной жизни («лучшая пора которой – труд»), так и для жизни духовной, моральной, внутренней. Поэтому наше «да» Богу означает принятие и выполнение Его двух поручений.
И здесь у меня есть два предположения. Во-первых, я думаю, что наш профессиональный труд как Божье поручение предшествует труду духовному, надо сперва научиться быть верным в малом, чтобы мечтать о большем.
Ловцами душ стали те, кто уже научились ловить рыбу. Строителем Церкви стал тот, кто научился отлично шить палатки и закончил высшую духовную школу. Нельзя открывать рот для проповеди, если прежде не выполнил добросовестно и в полной мере порученную работу. Тот, кто забросил свой сад, вряд ли будет успешным в духовной работе. Тот, кто не может выполнить качественно свое рабочее задание, вряд ли будет пригоден к духовному труду.
Так что здесь важна последовательность – научиться работать для людей (для себя, ближних, общего блага), чтобы потом трудиться для Бога; ответственно относиться к профессиональным обязанностям, чтобы затем заслужить доверие Бога и следующее задание от Него.
Во-вторых, вполне возможно, что два призвания (возделывать сад и научить народы) связаны не последовательной, а внутренней, проникающей связью. То есть «великое поручение» исполняется не после профессионального призвания, а посредством него. Мы проповедуем и учим не после работы, а во время работы – отношением, качеством, верностью, добросовестностью.
Я знаю, что многие молодые христиане мучаются тем, что не успевают уделить достаточно много времени «миссии», все время и силы занимает работа. Это все потому, что они мыслят обычную жизнь (и прежде всего, работу) отдельной и противопоставленной жизни духовной, церкви и служению. Но если увидеть и воплотить миссию во всем, что мы делаем, как мы живем, то наша жизнь станет целостной и целенаправленной.
Поэтому я уверен: когда мы слышим Божий призыв, он касается не только нашей души, «спасения», «служения», но всей нашей жизни, в том числе, самых ее обыденных, рутинных, «рабочих моментов». Лучше начать с малых обязанностей, чтобы дорасти до «великого поручения» и выполнить его во всем, что бы ни делал, чем «учить все народы», а самому так ничему и не научиться. Лучше меньше говорить и больше трудиться, чем больше учить и меньше учиться.
Наконец, лучше не слышать Божий призыв, чем услышать и не ответить. Лучше не получать Божьих даров, чем растратить их напрасно и «спутать с яичницей». Лучше уделить своему призванию пять рабочих дней в неделю, чем два часа в воскресенье. Лучше подчинить призванию всю свою жизнь, чем разменивать ее на пять рабочих дней или два воскресных часа.
Почему бы не собрать их вместе – наши будние и священные дни, знания и дары, профессию и призвание, жизнь и веру? Достойным ответом Богу будет только полнота посвящения, только целостность отдачи.
Газета "Мирт"