В 24 главе книге Деяний Апостольских Святой Павел оказывается перед судом римского наместника Феликса. Противники Апостола обвиняют его в попытке осквернить Храм и в подстрекательстве к мятежу.
Нам важно обратить внимание на две вещи, которые в этой напряженной ситуации делает Апостол — и одну, которую он не делает.
Во-первых, Павел объясняет, почему выдвинутые против него обвинения неосновательны.
Во-вторых, он использует ситуацию для того, чтобы еще раз возвестить свое послание — напомнив о Воскресении мертвых.
Чего он не делает — так это не пытается выдвигать встречные обвинения. Он мог бы попытаться заявить, что те, кто его обвиняет — сами мятежники, нелояльные римской власти. Что они сами устроили беспорядки. Что они лжецы и убийцы, покушавшиеся на его жизнь. Что они сами достойны осуждения.
Но он этого не делает. Почему? Ведь это самая естественная вещь на свете, для человека столкнувшегося с упреками и обвинениями — начать обвинять в ответ. В интернете мы видим это постоянно, а раньше видели это на коммунальных кухнях. Лучшая форма защиты — нападение. Докажите (хотя бы себе), что противная сторона — дураки, негодяи, законченные подлецы и мерзавцы, изверги и людоеды, и вам сразу станет легче. Если вы и не совсем правы, на их-то фоне - выглядите вполне прилично.
В английском языке есть даже устоявшееся выражение для описания такого поведения (да, у них там все то же самое) — blame game, игра обвинений. Людям кажется, что если они выкажут достаточно негодования на кого-то еще — прежде всего, на людей, которые могут обвинить их — они сами как-то будут избавлены от осуждения.
Как говорилось в подписи к одной карикатуре: «Вы, мерзавцы, довели меня до алкоголизма! Теперь вы должны извиниться и налить мне!» Как будто вина — это волейбольный мяч, который вы можете перебросить кому-то другому. Но в действительности с виной так поступить невозможно. Другие люди могут быть виновны — они могут быть даже более виновны, чем ыы. Те, кто вас обвиняет, могут быть намного хуже. Но это никак не решает проблемы вашей вины. Так не оправдаешься — ни перед судом человеческим, ни (тем более) перед судом Божиим. Можно быть оправданным только если вы невиновны — безотносительно к грехам других людей.
Но что если мы виновны? Если мы действительно согрешили перед Богом? В этом случае у нас есть оправдание — не в чем-либо, что сделали мы, но в том, что совершил Христос, который умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Мы должны обратиться к Нему с покаянием и верой — и принять Его прощение и Его освобождение от бремени любой вины. А перебросить ее кому-то другому, как волейбольный мяч — не получится.