Проповедь занимает центральное место в евангельских богослужениях – подчас половину воскресного собрания. И одновременно, часто является самой неприглядной его частью – проповедник плохо подготовлен (набросал себе пару мыслей в субботу вечером) или явно импровизирует. Слушающие зевают, поглядывая на часы, лишь бы отсидеть положенное время. Такое положение дел девальвирует само понятие «проповедь», приводит к снижению ее реальной роли в общинной жизни, пренебрежительному к ней отношению.
Пожалуй, за весь свой небольшой стаж в качестве церковного проповедника, несмотря на прослушанные курсы по гомилетике, прочитанные книги и проштудированные примеры известных служителей, я сделал все возможные ошибки в этой области. Возможно, меня и до сих пор тяжко слушать, но какими-то наблюдениями и взятыми для себя принципами хотелось бы поделиться.
К сожалению, любая проповедь имеет тенденцию превратиться или в голую экзегезу, с хорошим пословным разбором библейского текста, но без практических уроков; либо отрывок из Священного Писания становится неким трамплином для отвлеченных размышлений проповедника на духовные темы и правильных лозунгов. Отсюда и необходимость применения к жизни людей, основанного на вечных принципах Божьего Слова. Для этого нужно не просто хорошо готовиться, много читать и уметь работать с текстом, но и реально жить проблемами членов церкви, понимать окружающую действительность, происходящие в обществе процессы. Иногда подобный подход, к сожалению, клеймится как человекоцентричный, а истолкование Писания превращается в самоцель. В связи с этим возникает вопрос - должны ли в церкви последовательно проповедовать по определенным библейским книгам или лучше сконцентрироваться на отдельных темах, которые волнуют слушающих? Во-многом противопоставление, конечно же, искусственно, ведь на богослужении вполне могут быть две проповеди. Но сама дилемма отражает необходимость, с одной стороны, формировать у слушающих целостное библейское мировоззрение (не основанное на разрозненных «золотых стихах»), и с другой – реагировать на запросы людей.
Практика также показывает, что хорошо подготовленную, логично выстроенную, убедительно поданную проповедь будут слушать достаточно долго. Ограничение только в пороге восприятия, который к тому же (под влиянием современных медиа) постоянно снижается – современный человек, к сожалению, воспитан на ярких, сменяющих друг друга каждые 10 секунд телеобразах. Думаю, тенденцию эту может переломить именно Церковь, которая побуждает к размышлению не только над Священным Писанием как таковым, но и привносит вечное Слово в мир повседневности, вневременное Откровение сопоставляется со временной реальностью. Поэтому, как бы это странно ни звучало, 15-минутная проповедь может быть слишком длинной, а 40-минутная – короткой.
Мало кто будет спорить, что проповедь должна быть подготовленной, формулировки выверенными, а структура логичной. Однако, подготовленность не исключает естественности и работы с аудиторией – чтобы не создавалось впечатления университетской лекции, где преподаватель на своей волне что-то бурчит себе под нос без живого участия со стороны студентов. Манеры проповедника, грамотность речи, жестикуляция, умение вести себя на публике показывают уникальное сочетание двух, казалось бы, противоположных качеств - с одной стороны сдержанность и подготовленность, с другой – естественность и непосредственность. Эта комбинация позволит добиться не только внимания, но и живого отклика слушающих, что является одной из самых трудновыполнимых задач для проповедника. Конечно, здесь еще важен настрой всей церкви, недаром Сам Христос призывал «наблюдайте, как вы слушаете» (Лк. 8:18), но это тема для отдельной статьи. Напомню лишь слова Ярла Пейсти, который призывал благодарить проповедника хотя бы за библейские тексты, использованные в проповеди, даже если сама проповедь совсем не понравилась. Несовершенство многих проповедников очевидно, но дух критицизма и придирчивости тоже ситуацию не поправит и духовного благословения не принесет.
И наконец, все эти советы будут бесполезны, если проповедник, по мысли Сперджена, не обратил свою же проповедь прежде всего к самому себе, не применил ее к собственной жизни. Любые гомилетические секреты можно сравнить со строительными лесами, которые не являются конечной целью строительства, но необходимы для возведения здания, фундамент которого – Христос и Писание, а кирпичи – каждодневная духовная жизнь проповедника и его душепопечительская практика.