В Новом Завете (в отличие от Ветхого) не содержится предписания отмечать праздники в какие-то строго определенные дни, напротив, постулируется принцип христианской свободы в этом вопросе: «Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим. 14:15). С другой стороны, это никак не противоречит тому, что каждая Церковь (или христианская деноминация) вольна устанавливать собственные памятные дни, значение которых не стоит недооценивать. Так уж повелось, что человек – существо забывчивое и само по себе крайне неорганизованное. Отсюда и необходимость в неких отметках на жизненном пути, подобно ежедневным зарубкам на необитаемом острове для отсчета дней, когда важна не только собственно праздничная, карнавальная (по мысли М.М. Бахтина) часть, но и сам повод – а что мы, собственно, празднуем?
Таков и праздник жатвы, отмечаемый в евангельских церквях, имеющий параллели как с западным Днем Благодарения, так и с ветхозаветным событием, когда Сам Господь говорил народу Израильскому: «Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» (Исх. 23:16). В любой культуре, которая изначально являлась аграрной, есть праздники урожая. Интересно, что Господь поселяет Израиль в землю палестинскую с достаточно сложными условиями для земледелия и засушливым климатом – таким образом как бы понуждая Израиль чувствовать себя в постоянной зависимости от Божьих милостей, не присваивать славу собственному труду (Пс. 103:13-15). Это побуждает верующих к благодарности и свидетельству о Божьих благословениях – недаром на этот праздник многие приносят овощи и фрукты со своих приусадебных хозяйств, иногда даже делают из них (удачные или не очень с эстетической точки зрения) украшения для богослужебных залов.
Разумеется, плоды земли – есть лишь прообразы плодов духовных. Эта аналогия проводится Самим Христом, который описывает евангелистский труд учеников в терминах сеяния и жатвы – «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4:36-38). Здесь Спаситель преподает несколько важных уроков – призыв трудиться на ниве Божьей (нужны сеющие, чтобы было что пожать); духовный труд вознаграждается Богом и приносит радость; не всегда сеющие сразу видят результаты своего труда (подобно тому, как это не видели многие пророки Ветхого Завета, ученики же пожали, что было посеяно ими и лично Христом в Самарянах). Таким образом, праздник жатвы – это еще и возможность посмотреть на результаты собственной духовной жизни и труда для расширения Божьего Царства, созидания Его Тела.
Жатва, безусловно, несет и эсхатологический смысл. Изъясняя Свою притчу о плевелах ученикам, Христос говорит следующие слова: «Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!». Благоприятное время сеяния, век Церкви, может закончиться в любой момент. Кто я, сеющий соблазн и делающий беззаконие или праведник не в своих глазах, но по вере во Христа? Какова будет Божья оценка моей жизни?
Предлагаю каждому из нас задаться этими вопросами и поздравляю всех с праздником!