Одну и ту же информацию разные люди воспринимают по-разному. Например, недавно швейцарские учёные провели экспериментальные исследования, в ходе которых было выявлено разное восприятии одной и той же информации мужчинами и женщинами. Наш опыт, пол, окружающая культура, мировоззрение, эмоциональное состояние влияет на то, как мы воспринимаем получаемую информацию.
Нечто подобное мы можем увидеть и в процессе толкования Библии. Один и тот же текст по-разному воспринимается верующими и неверующими. Но даже общая вера христиан не всегда помогает одинаковому пониманию истин Священного Писания.
Размышления о многообразии восприятия заставили вспомнить афоризм немецкого публициста и поэта Генриха Гейне: «Она выглядит, как Венера Милосская; очень старая, без зубов и с белыми пятнышками на желтой коже».
Что общего между Священным Писанием и древнегреческой статуей? Образ Венеры традиционно воспринимается как идеал женской красоты. Но кто-то видит в ней идеал, а кто-то - следы времени. То же самое и с Библией. Для одних христиан Писание - непререкаемый авторитет, который люди всячески пытаются защищать, провозглашая её актуальность и современность, вне зависимости от того, что эта книга была написана многие тысячелетия назад. Эти люди видят в Библии образец, эталон. Любые попытки критически осмыслить Библию воспринимаются, как агрессивные нападки на её непогрешимость и богодухновенность.
Есть и те, кто не видит в Священном Писании никакой красоты и божественной мудрости. Наоборот, эти люди ищут различные "трещинки" и "пятнышки", чтобы в очередной раз доказать всем, что Библия – это лишь один из литературных памятников древности, не имеющий никакой практической пользы и актуальности в современном веке.
Но существует и третий тип людей. Они видят удивительное соединение божественной мудрости идеалов добра и любви с человеческой ограниченностью и несовершенством, как героев этой книги, так и самого текста. На мой взгляд этот подход к Писанию наиболее честный и непредвзятый.
Такое восприятие Библии не умаляет её богодухновенность, не делает её лишь частью культурного наследия прошлого. Подобное отношение - зрелый, целостный подход человека, который не боится увидеть несовершенство, не пытается обмануть себя и других, но, в тоже время и не перестаёт любить эту неповторимую и прекрасную книгу. В конечном счете, основная цель Писания не в достижении однообразия восприятия, а в пробуждении и развитии спасительной веры в сердце человека.