анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
О посте

Антон Лебедев, Саранск

В Священном Писании учение о посте представлено не в виде некоего пространного катехизиса, но на многочисленных примерах - в том числе как это делать не нужно. Греховная природа человека постоянно толкает его на искажение заповедей Божьих, даже самого святого, что есть в христианской вере. Именно поэтому и сегодня необходимо возвращаться к основам христианства, объяснению глубин духовной жизни и практики.

Итак, пост - это не только и не столько отказ от пищи. Недаром в Библии он сопровождается молитвой (1Кор. 7:5), выражением глубокого смирения (Ездр. 8:21), раскаянием (2Цар. 1:11-12), поклонением Богу, поиском воли Божьей (Деян. 14:23). В таком состоянии не до развлечений и даже не до еды. Таким образом, временное ограничение себя в пище (а возможно, и в питании от информационных потоков - социальных сетей в частности) вполне естественно для христианина, который, по словам Мартина Лютера, верит, что «плоть надо обуздать, чтобы она следовала за духом...». Известный британский проповедник Мартин Ллойд Джонс также писал: «Пост, если мы хотим правильно понимать его, не должен ограничиваться только вопросом еды и питья; пост может включать в себя воздержание даже от любых законных и правильных вещей ради конкретных духовных целей. В нашем теле есть много физических функций, которые совершенно правильны, но по некоторым причинам иногда их нужно контролировать».

Пост - это не просто традиция. Церкви разных деноминаций по-разному подходят к практике поста - одни четко регламентируют время (обычно перед значимыми христианскими праздниками), длительность, виды пищи, другие оставляют все это на усмотрение членов той или иной общины, третьи договариваются об особом дне поста и молитвы, когда есть определенная нужда. Тем не менее, пост - это не навязанное извне обязательство, но скорее личный обет перед Богом - пребывать в это время в состоянии особой чувствительности к Божьему голосу, быть внимательным к Господним словам, молиться и в смирении просить о Божьем снисхождении.

Пост - это не показное действие. Ко времени первого пришествия Христа пост в практике фарисеев выродился в самовосхваление и духовное превозношение, когда поститься два раза в неделю считалось добродетелью перед "недуховными" мытарями, а принимать болезненный и изнеможденный "постный" вид - признаком особой набожности (Мф. 6:16). Недаром Спаситель подвергает подобную практику жесткой критике - угодный Богу пост должен исходить из смиренного сердца, которому чужды самоправедность и лицемерие. Что бы сказал Господь сегодня некоторым постящимся? Не будут ли обращены к нам слова из пророка Исаии: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли пост, который Я избрал, - день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (Ис. 58:4-5).

Пост - это не метод манипуляции Богом. Греховному сердцу свойственно утверждать не только собственную праведность, но и волю. Пост, равно как и молитва, становится подчас средством достижения собственных целей. В то время как на самом деле, суть поста, наоборот, в поиске Божьего изволения, зависимости от Него, признании Его путей выше своих (Ис. 55:9). Только в этом случае пост действительно что-то изменит, ведь основная его цель – не поменять что-то в воле Божьей, но дать измениться нам самим. Проповедник и аскет IV в. Кирилл Иерусалимский выразил эту мысль следующим образом: «Так и ты войди через врата прямые и узкие, освободись постом от себя прежнего и выведи то, что тебя уничтожает».

И наконец, пост – это не вечное установление. Раскаяние, сокрушение о грехах, молитвы, поиск Божьего водительства – все это необходимо лишь в «дни, когда отнимется у них жених» (Мк. 2:20), то есть пока Христос не пришел и не установил Свое Царство. А значит, наши страдания, духовные переживания и болезни носят временный характер, тело освободится от греха, а дух – от всякой скорби. Печаль превратится в радость, сомнения – в уверенность, тлен – в вечность, а пост сменится изобилием Божьих небесных благ.
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>