В самом начале III века христианский учитель Тертуллиан сетовал на черствость языческого окружения к Евангелию и отдельно на ученых людей своего времени. Он писал: "Невероятная человеческая глупость не доверяет даже тем своим наставникам, которые в других делах считаются людьми честнейшими и всезнающими, лишь только они дадут материал для христианской апологии... Философы тогда глупы, когда стучат в двери истины". Одним словом, все как в начале XXI века и даже хуже.
Тертуллиан был категорическим противником классического греко-римского образования как враждебного христианам и по этой причине запрещал своим единоверцам работать учителями. Примерно в то же самое время, на востоке от Карфагена, в Александрии египетской, знаменитую христианскую школу возглавил Ориген. Так вот этот гениальный интеллектуал напротив – лично преподавал греческую философию и естествознание, а в завершение курса преподносил учение Христа в качестве наивысшей Божьей истины.
Один из слушателей Оригена много лет спустя с восторгом вспоминал его лекции: "Одно было для меня дорого и любезно – философия и руководитель в ней – этот божественный человек… Он наполнил наши умы рациональным вместо иррационального, удивлением при виде священной организации вселенной и совершенным устройством всего сущего". Стоит добавить, что этим учеником был великий епископ Неокесарии, миссионер и богослов с ярким харизматическим дарованием Григорий Чудотворец.
Не нужно чрезмерно упрощать и поспешно обобщать сказанное. У Тертуллиана тоже были великие ученики. В истории ранней церкви еще очень много всего было. Однако если мы поймем, что разные мнения по второстепенным вопросам – это неизбежная и даже полезная норма для церкви, это будет не так уж и мало. При этом каждый наш выбор имеет свои достаточно предсказуемые последствия. А если добавить к этому пониманию практическую верность Божьему призванию, без доброго плода мы точно не останемся. Остается сущая безделица – сделать правильный выбор, чтобы научиться отличать главное от второстепенного.