анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
Церковь или добро пожаловать в Нарнию?

Илларион Огородников, Москва

Недавно услышал интересную мысль от церковного служителя: «После моих проповедей люди мне часто говорят примерно следующее: «пастор, то, что вы проповедуете, - оторвано от реальности, в жизни это не работает, всё сложнее»». Я прекрасно понимаю чувства этого брата, когда он слышит подобные слова. Любому проповеднику хочется, чтобы его труд не был тщетен и принёс пользу слушающим, чтобы каждая высказанная мысль послужила добрым подспорьем в жизни верующих, но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Почему люди так говорят? Можно, конечно же, всё списать на их недуховность, но, на мой взгляд, проблема гораздо глубже.

Не секрет, что в церкви принято делить нашу жизнь на две части. Первая часть – это жизнь в мире, который окружает нас в течение недели и вторая часть – церковная жизнь, в которую мы погружаемся, как минимум, еженедельно. Мы настолько привыкаем к этому разделению, что даже не замечаем, как неосознанно производим деление нашей жизни на «мирское» и «духовное» (сакральное).

У Клайва Льюиса есть цикл повестей под названием «Хроники Нарнии». Для тех, кто не читал, поясню: Нарния – это волшебная страна, в которой случайным образом оказываются четверо детей из Англии во времена Второй мировой войны. В Нарнии живут нарнийцы – сказочные существа, которых, как и саму страну, создал лев по имени Аслан. Сюжет повествования основан на идеях взятых Льюисом из Библии.

Порой у меня возникает ощущение, что мы подобны этим детям, живём обычной жизнью, а в воскресение, словно проходим через волшебный шкаф профессора и попадаем в сказочную Нарнию. Там существуют свои правила и законы (отличные от мирских, человеческих), жизнь кажется прекрасной и увлекательной, в этой стране существует только белое и чёрное, зло будет наказано, а добро, как всегда, - победит.

Вся эта радость длится недолго, проходит воскресный день, и мы вновь возвращаемся в нашу реальность, наполненную проблемами и заботами, в очередной раз сталкиваемся со сложностью и неоднозначностью жизни.

Одна из проблем такого разделения в том, что мы часто становимся рабами своих представлений. Мы упрощаем реальность и низводим её до состояния схемы, пытаемся вогнать в ту систему ценностей, которая формировалась в течение нашей жизни. Мы не хотим смириться перед сложностью жизни, не хотим принять нашу жизнь, как Тайну, которую знает только Бог. Мы хотим всё упростить, расписать, изъяснить, обработать. Удалить всё лишнее, подшлифовать всё неровное и создать свою искусственную реальность – своеобразную сказку для взрослых, где всё очевидно, предсказуемо, контролируемо, а всякий несогласный с нашей реальностью – бунтовщик, малодуховный и т.п.

Если вырезать кленовый лист из бумаги и прикрепить его к дереву, то бумажка не станет частью кроны. И хоть всё дерево обклей бумажными листьями - толку от этого не будет. Таким же образом наши представления оторванные от реальности не станут частью жизни, как бы мы красиво не разрисовывали - они всё равно будут приклеенными клочками бумаги на дереве жизни.

Подобное мышление, на мой взгляд, есть результат незрелости человеческой личности. Дети мыслят сказочными образами (поэтому в этом возрасте так важны сказки). Для ребёнка жизнь – это естественное сосуществование сказки и были, мифа и реальности, но по мере взросления человек приобретает новый опыт и рамки восприятия расширяются, жизнь становится более сложной и осознанной. Нечто подобное должно происходить и в духовной жизни. Апостол Павел пишет: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор.13:11).

Зрелость – это цельность восприятие жизни, не разделение и столкновение, а соединение реальности с нашей верой, это принятие жизни во всей её сложности и неоднозначности, осознание жизни, как Тайны, которую ведает Бог.

Возвращаясь к истории с пастором. Не думаю, что стоит пугаться состояния людей, которые не соглашаются со служителями. Возможно, это показатель не бунта или жизни по плоти. Скорее всего - это поиск ответов на вопросы, которые звучат в их сердцах, а значит показатель того, что люди не хотят оставаться в младенчестве, не хотят быть зависимыми от мнения других, они хотят расти, желают сочетать свою веру с повседневной жизнью. Это именно то, что Бог желает для каждого из нас.
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>