анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Церковь или добро пожаловать в Нарнию?

Илларион Огородников, Москва

Недавно услышал интересную мысль от церковного служителя: «После моих проповедей люди мне часто говорят примерно следующее: «пастор, то, что вы проповедуете, - оторвано от реальности, в жизни это не работает, всё сложнее»». Я прекрасно понимаю чувства этого брата, когда он слышит подобные слова. Любому проповеднику хочется, чтобы его труд не был тщетен и принёс пользу слушающим, чтобы каждая высказанная мысль послужила добрым подспорьем в жизни верующих, но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Почему люди так говорят? Можно, конечно же, всё списать на их недуховность, но, на мой взгляд, проблема гораздо глубже.

Не секрет, что в церкви принято делить нашу жизнь на две части. Первая часть – это жизнь в мире, который окружает нас в течение недели и вторая часть – церковная жизнь, в которую мы погружаемся, как минимум, еженедельно. Мы настолько привыкаем к этому разделению, что даже не замечаем, как неосознанно производим деление нашей жизни на «мирское» и «духовное» (сакральное).

У Клайва Льюиса есть цикл повестей под названием «Хроники Нарнии». Для тех, кто не читал, поясню: Нарния – это волшебная страна, в которой случайным образом оказываются четверо детей из Англии во времена Второй мировой войны. В Нарнии живут нарнийцы – сказочные существа, которых, как и саму страну, создал лев по имени Аслан. Сюжет повествования основан на идеях взятых Льюисом из Библии.

Порой у меня возникает ощущение, что мы подобны этим детям, живём обычной жизнью, а в воскресение, словно проходим через волшебный шкаф профессора и попадаем в сказочную Нарнию. Там существуют свои правила и законы (отличные от мирских, человеческих), жизнь кажется прекрасной и увлекательной, в этой стране существует только белое и чёрное, зло будет наказано, а добро, как всегда, - победит.

Вся эта радость длится недолго, проходит воскресный день, и мы вновь возвращаемся в нашу реальность, наполненную проблемами и заботами, в очередной раз сталкиваемся со сложностью и неоднозначностью жизни.

Одна из проблем такого разделения в том, что мы часто становимся рабами своих представлений. Мы упрощаем реальность и низводим её до состояния схемы, пытаемся вогнать в ту систему ценностей, которая формировалась в течение нашей жизни. Мы не хотим смириться перед сложностью жизни, не хотим принять нашу жизнь, как Тайну, которую знает только Бог. Мы хотим всё упростить, расписать, изъяснить, обработать. Удалить всё лишнее, подшлифовать всё неровное и создать свою искусственную реальность – своеобразную сказку для взрослых, где всё очевидно, предсказуемо, контролируемо, а всякий несогласный с нашей реальностью – бунтовщик, малодуховный и т.п.

Если вырезать кленовый лист из бумаги и прикрепить его к дереву, то бумажка не станет частью кроны. И хоть всё дерево обклей бумажными листьями - толку от этого не будет. Таким же образом наши представления оторванные от реальности не станут частью жизни, как бы мы красиво не разрисовывали - они всё равно будут приклеенными клочками бумаги на дереве жизни.

Подобное мышление, на мой взгляд, есть результат незрелости человеческой личности. Дети мыслят сказочными образами (поэтому в этом возрасте так важны сказки). Для ребёнка жизнь – это естественное сосуществование сказки и были, мифа и реальности, но по мере взросления человек приобретает новый опыт и рамки восприятия расширяются, жизнь становится более сложной и осознанной. Нечто подобное должно происходить и в духовной жизни. Апостол Павел пишет: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор.13:11).

Зрелость – это цельность восприятие жизни, не разделение и столкновение, а соединение реальности с нашей верой, это принятие жизни во всей её сложности и неоднозначности, осознание жизни, как Тайны, которую ведает Бог.

Возвращаясь к истории с пастором. Не думаю, что стоит пугаться состояния людей, которые не соглашаются со служителями. Возможно, это показатель не бунта или жизни по плоти. Скорее всего - это поиск ответов на вопросы, которые звучат в их сердцах, а значит показатель того, что люди не хотят оставаться в младенчестве, не хотят быть зависимыми от мнения других, они хотят расти, желают сочетать свою веру с повседневной жизнью. Это именно то, что Бог желает для каждого из нас.
Запретная тема

О праведном гневе

Дар верности

Про духовное выгорание

Почему именно христианство?

Августовский путч и Евангелие

О шизофрении и любви

Безусловная заповедь

Проблема аутизма

О вере, переживаниях и разочарованиях

«Звездная ночь» и несостоятельность материализма

О помощи "странным людям"

Золотой унитаз и глупость греха

Нужно ли жалеть друга?

Об опасности заглянуть в книгу

Нежеланная истина

Почему люди хотят верить?

Отпуск – это прекрасно

Бороться или принять?

О ложном и истинном страхе
  Следующие 20 >>