анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Конец "константиновской эпохи"

Сергей Худиев, Москва

Первые три века своего существования Церковь Христова жила в полуподполье, периодически подвергаясь гонениям - то со стороны толп, которые приписывали христианам всякие фантастические преступления, то со стороны императоров, которые считали, что христианство разлагает Рим изнутри. Но число христиан (и их влияние) росло. Наконец император Константин сначала положил конец гонениям, затем признал христианство в качестве государственной религии.

Это положило начало эпохе, которую историки называют "константиновой" - эпохе, когда европейские государи и их подданные были (или, по крайней мере, считались) христианами. Церковь присутствовала в обществе как его важнейший институт, во многом определяя его представления о правильном и неправильном, о месте человека в мире, его правах и обязанностях.

Конечно, это не было эпохой всеобщей святости - напротив, после того, как императоры стали христианами, Церковь наполнилась людьми, искавшими не горнего, а земного. Принадлежность к Церкви была необходимым знаком принадлежности к обществу. Реакцией на неизбежное падение духовной температуры явилось монашество - люди, удрученные состоянием мира (и Церкви) удалялись в пустыни, чтобы проводить жизнь в строгом благочестии и служении Богу.

Однако Евангелие глубоко пропитано ткань европейской культуры, породило множество святых, оказало глубокое влияние на нравы, обычаи и представления о мире так, что даже критически настроенные к Церкви движения - могли расти только на почве, сформированной Библией. В ряде европейских стран существовали государственные или официальные Церкви - в Британии, Германии, Скандинавии, Греции. В самой могущественной стране западного мира (а теперь - и мира вообще) США, вводить государственную Церковь было запрещено конституцией, но страна долгое время оставалась "константиновской" в том смысле, что христианство воспринималось, как несомненная основа цивилизации, и избиратели ожидали от любого политика, что он будет прихожанином какой-то церкви. Принадлежность к христианству ни от кого не требовалась официально, но давала несомненные преимущества в общественной жизни.

Теперь, с решением Верховного Суда США, эту эпоху - и в США, и в западном мире вообще - можно считать завершённой. Быть христианином, всерьёз относящимся к слову Божию, опять становится социально невыгодно. Из (формально или фактически) государственной религии христианство становится религией, имеющей некоторые серьёзные трения с обществом и государством.

Наверное с точки зрения "культурных войн" это плохо. Это явное поражение в борьбе за влияние на культуру. Но Бог ищет спасения не культуры, а человеческих душ. Именно они предназначены для вечности. Возможно, перестав быть религией социальной респектабельности, христианство откроется другой своей стороной - как Благая Весть о вечном спасении, ради которого стоит оставить весь мир.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>