анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О Церкви и "традиционных ценностях"

Игорь Кошелев, Москва

Недавняя легализация однополых "браков" в США — едва ли не самая обсуждаемая христианами новость в социальных сетях. И многие задаются вопросом: как такое могло произойти в одной из самых религиозных, самых консервативных стран, которая до недавнего времени была центром мирового христианства, из которого духовно окормлялись и продолжают окормляться многие из нас (я и сам уверовал почти четверть века назад не без влияния полуконтрабандных книг Б. Грэма, а почти вся моя христианская библиотека, за небольшим исключением — это книги американских авторов)?

Я регулярно и внимательно слежу за новостями из стран изучаемого языка (привычка ещё со времени учёбы) и, думаю, могу, хотя и не претендуя на истину в последней инстанции, сделать определённые выводы. Проблема, как мне видится, и как это ни парадоксально, именно... в этом самом пресловутом консерватизме.

В последние десятилетия слишком много упора делалось на т.н. традиционные ценности — семью, патриотизм, свободное владение оружием, смертную казнь, преподавание креационизма с одной стороны, и на полемику с "либеральной агендой" — абортами, всё тем же гомосексуализмом, уродливой, доходящей до откровенного маразма политкорректностью, поощрением нелегальной иммиграции и социального паразитизма — с другой. Однако очевидно, что значительная часть населения США придерживается прямо противоположных взглядов и чаша весов постепенно, но весьма уверенно склоняется влево. Причин этому много и на них не хочется останавливаться подробно, но решение Верховного Суда — это, в определённой степени, отражение текущей расстановки сил. И удивляться этому не приходится: постмодернистское общество, которое отказывается даже формально руководствоваться высшим нравственным Авторитетом, которое не признаёт Абсолютную Истину, рано или поздно оказывается во власти собственного безумия и пороков. "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства" (Рим.1:28). Лево-либеральные идеи просто обречены на то, чтобы восторжествовать, и даже избрание "хорошего" Президента-республиканца и отмена решения Верховного Суда мало что могло бы изменить в долгосрочной перспективе: маховик уже раскручен. Консерваторы, естественно, терпят поражение. Сколько бы они ни старались, приходится смириться с тем, что их оппоненты рано или поздно, либо оказавшись в большинстве, либо заняв ключевые посты в сферах образования, юриспруденции и пр. добьются-таки своего. Что и происходит. И если ещё не так давно Рональд Рейган сумел победить на выборах именно благодаря поддержке христиан-евангелистов и движению "моральное большинство", основанному специально для этой цели пастором и телепроповедником Джерри Фаллуэлом, то сейчас Республиканская партия даже не рассматривает евангелистов, как свою основную целевую аудиторию — теперь это уже невыгодно.

Но основная проблема не в этом. Церковь (земная), увлёкшись борьбой за политическое влияние, забыла о своём подлинном предназначении: не "улучшать" общество, добиваясь нравственных реформ и лоббируя нужные законы, а менять сердца людей бескомпромиссной проповедью Евангелия. Нравственные ценности, проповедуемые "религиозными правыми", сами по себе оказываются точно так же подвешенными в воздухе, как и "ценности" прямо противоположные. Они просто становятся делом вкуса, личного предпочтения — и не более того. Отсылки же к отцам-основателям — которые, на самом деле, вообще-то, были деистами — и к якобы христианскому прошлому Америки и прочей мифологии не только не воспринимаются серьёзно, но и зачастую вызывают у оппонентов вполне объяснимое раздражение. Призывать к нравственной жизни духовно мёртвых людей, склонных ко греху в силу испорченности своей природы и противящихся любым ограничениям своей аморальности — значит, демонстрировать полное непонимание элементарных основ библейского учения. "Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?" (Иер.13:23). Да и приверженность нравственным ценностям, пусть даже традиционным, не спасает и не может спасти: спасает только Христос — и именно Он должен быть в центре проповеди погибающему миру. Апостолы были посланы возвещать Благую Весть, а не бороться с безнравственностью; призывать к покаянию (именно покаянию, а не пародией на него в виде "выходов вперёд" и "молитвы грешника"), а не к традиционным ценностям, которые, кстати, у всех разные — и далеко не всегда совместимые друг с другом, если уж на то пошло. Пытаться исправить общество морализаторством — это уподобляться крокодилу из сказки К.Чуковского, который "море синее тушил пирогами, и блинами, и сушёными грибами".

Нет, я вовсе не утверждаю, что христиане, особенно занимающие соответствующие должности, не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать торжеству греха и беззакония. Каждый верующий призван быть достойным посланником Царя на том месте, на котором он поставлен — и это не может не проявляться в его повседневной деятельности как "начальника" (Рим. 13 гл.), будь то полицейского, судьи, сенатора или чиновника. Однако это вовсе не является задачей Церкви как духовного организма, и содержанием её послания миру. Соблазн теократии и построения "христианского государства" велик, однако и Св.Писание, и история учат нас, что это нереализуемо в принципе.

Многие помнят, как два года назад в соборе Нотр-Дам-де-Пари прямо перед алтарём на глазах у всех застрелился известный ультраправый активист, писатель Доминик Веннер — в знак протеста против всё той же легализации однополых браков, состоявшейся во Франции. Естественно, подобное "принесение себя в жертву" не могло не вызвать недоумения: зачем же, совершая такой грех, губить собственную душу из-за того, что грешат другие? Увы, но этот печальный эпизод наглядно демонстрирует, что Сатана может увести человека в погибель не только путём порока: одержимость борьбой с грехом и безнравственностью может оказаться ничуть не менее, а то и более опасной для спасения. Как, впрочем, и гордыня и превозношение над "бездуховными пиндосами" и "гейропой". Всё это — явления одного порядка и с одним исходом. Вспомним, что самыми нравственными людьми во дни земной жизни Иисуса Христа, как известно, были фарисеи. Но именно они, а не столь презираемые ими язычники, блудницы и мытари, были весьма и весьма далеки от Царства Божьего. Они же и предали Его на распятие. "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор.10:12).
Запретная тема

О праведном гневе

Дар верности

Про духовное выгорание

Почему именно христианство?

Августовский путч и Евангелие

О шизофрении и любви

Безусловная заповедь

Проблема аутизма

О вере, переживаниях и разочарованиях

«Звездная ночь» и несостоятельность материализма

О помощи "странным людям"

Золотой унитаз и глупость греха

Нужно ли жалеть друга?

Об опасности заглянуть в книгу

Нежеланная истина

Почему люди хотят верить?

Отпуск – это прекрасно

Бороться или принять?

О ложном и истинном страхе
  Следующие 20 >>