анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
В поисках Китеж-града. Путевые заметки пилигрима

Игорь Попов, Москва

По роду своей профессиональной деятельности редактора географического журнала мне приходится иногда совершать путешествия в самые разные регионы России. С каждой поездкой у меня всегда связаны какие-то особые ассоциации, я очень легко могу вспомнить настроение и первые впечатления от путешествия. Путешествию обычно предшествует тщательная подготовка — я читаю о месте, куда поеду, его истории, географии и особенностях, чтобы понимать как правильно распределить время, что нужно посмотреть обязательно, а что можно и не смотреть.

Но каждое свое путешествие, длительное оно или нет, я воспринимаю как своеобразное паломничество. В таком путешествии важно быть внимательным к деталям, особым знакам и символам, окружающих нас. Обычно мы весьма невнимательны к жизни, поэтому и в деталях пропускаем общую картину.

Китеж-град ворвался в мою жизнь внезапно. Решение по поездке нужно было принять в течение часа. Информация затерялась в обилии обыденных электронных писем, поэтому организаторы поездки вынуждены были позвонить в редакцию напрямую, чтобы узнать будем ли мы участвовать в пресс-туре. Я какое-то время колебался, но устоять перед соблазном прикоснуться к древней тайне загадочного Китеж-града не смог и в воскресенье вечером я уже садился в вагон поезда, наполненного сонными пассажирами. Оказалось, что на поиски тайного города я отправлялся не один. А это тоже немаловажное условие успешной поездки — люди и общение дают не меньше ценной информации, чем профессиональные гиды и рекламные буклеты.

Село Владимирское Нижегородской области, куда я направлялся, является сакральным местом поволжского старообрядчества. Это село до сих пор овеяно легендами и тайнами, связанными с таинственным градом Китеж. Ну что ж, легенды, так легенды.

Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, «переправившись через тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец», вышел к реке Люнде и озеру Светлояру на «зело прекрасно» место, где основал город Большой или Великий Китеж. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей. И был Большой Китеж велик и знаменит.

Но настала черная година и на Русь легла тень Батыева нашествия. В 1238 году после разорения Владимиро-Суздальского княжества хан Батый разбил лагерь на реке Сити. После очередной неравной битвы князь Юрий Всеволодович с остатками своих войск отступил в Малый Китеж. Однако Батый взял его приступом, и князю с остатками войска чудом удалось скрыться в Большом Китеже. Монголо-татары сожгли малый Китеж, залили кровью, и пытали пленных, пытаясь дознаться где расположен Большой Китеж, в котором укрылся князь и как к нему найти дорогу. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма (по легенде он любил кутежи и пиры, поэтому и получил такое прозвище), не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.

Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.

И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала...

Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать звон его колоколов.

Так и родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир. Легенда гласит, что озеро сокрыло Китеж до скончания времен, и только перед концом света он снова восстанет из вод, и войско Юрия Всеволодовича выйдет из ворот священного города, чтобы со всеми христианскими душами явиться на суд Божий.

С самых давних пор озеро считалось священным. Первый исторический документ появился впервые в конце XVII начале XVIII века в среде старообрядцев и назывался «Китежским летописцем», по всей видимости и написанный из среды старообрядцев, одного из его направлений «беспоповцев».

Интересно, что озеро Светлояр, с прилегающей территорией имеет свое четкое сакральное значение. Каждый холм имеет свое название и предназначение. Например холм, где стоит сегодня церковь в честь Казанской иконы Божией матери, имеет название Благовещенского, на нем когда-то находился Благовещенский храм, а следующий холм зовется Успенским, так как на нем находился храм Успения пресвятой Богородицы. Именно на Успенском холме с 2004 г. возобновились соборные старообрядческие моления. Кстати, из среды старообрядцев происходит и вторая легенда о Китеж-граде — подземная. Староверы считают, что на самом деле Китеж-град находится не на дне озера, а под одним из холмов и жители его иногда ночью выходят по подземных ходам к Светлояру помолиться.

Считается, что берега озера были приютом свободомыслия - сюда стекались совершенно разные люди по своим религиозным убеждениям. По всем дорогам и тропам шли сюда люди разных конфессий: представители старообрядцев, беспоповцев, баптистов, православных, толстовцев, доморощенных философов, и всех объединяло «стремление к Китежу», хотя при встрече не обходилось и без диспутов, а иногда и прений, с целью определения «чья вера ближе к истине».

Обо всем этом я думал, слушая увлекательный рассказ экскурсовода. В этот день был церковный праздник и на озере было довольно многолюдно. Нужно сказать, что легенда о таинственном граде всегда сюда привлекала творческих людей. Композитор Н.Римский-Корсаков узнал о нем из статьи «Китеж на Светлом озере», опубликованной в журнале «Москвитянин» за 1843 год, и написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В романе «В лесах» о Китеже писал П.Мельников-Печерский, в документальном цикле «В пустынных местах» – В.Короленко, в очерке «Светлое озеро» – М.Пришвин.

В действительности большая глубина озера Светлояра (до 36 м), его овальная форма с воронкообразным дном, чистота воды делают происхождение этого озера загадочным. Исследования геологической экспедиции привели к заключению, что Светлояр - остаток древнего русла реки Люнды (правый приток реки Ветлуги), в полукилометре от которой он находится. Озеро имеет сток в Люнду и обильное родниковое питание, чем объясняется чистота и свежесть его воды.

Но только ли чистота воды и древние легенды привлекают сюда такое множество людей? Я смотрел на нашу группу и думал как много разных людей приехало сюда с самыми разными целями. Озеро окружают деревянные мостки, по которым нужно идти в молчании и молиться. Сначала я шел по ним автоматически, соблюдая дистанцию и оглядываясь по сторонам. Но мерный стук шагов по деревянным мосткам, плеск озерной воды о берег и шум деревьев настроили меня на какое-то особое созерцательное состояние.

Я остановился и стал смотреть на игру ветра с водой и подумал о том, как часто мне самому не хватает такого времени тишины, когда не нужно никуда бежать, решать срочные вопросы, кому-то звонить, что-то требовать и о чем-то просить. Достаточно остановиться и постоять в тишине, прислушиваясь к стону ветра в кронах деревьев, пению птиц и шелесту листвы.

Сейчас стало очень модным говорить о выходе из «зоны комфорта». Но дело-то ведь не в зоне комфорта или ее отсутствии, а в моем сердце. Можно и среди красоты Божьего творения был глухим, жестоким, жить в негодовании и обиде, топить свое недовольство в вине. «Зона комфорта» находится не в моей квартире или городе, а в моей душе. Важно уметь остановиться и подумать о том, что происходит не просто в моей жизни, но и в моем сердце. Что стало для меня важным и о чем я стал забывать? К чему я отношусь слишком легко и насколько я открыт для того, чтобы меняться и быть честным с собой и Богом?

Это и было для меня самым важным в поездке. Вырываясь из привычной обстановки, отрываясь от насущных дел, легче настроиться, чтобы слышать и видеть то, на что в обычной жизни ты не обращаешь внимания. Наверное, так и формируется навык видеть среди незначительного главное, которое всегда проявляется в деталях обычной жизни.
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>