анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
О несчастных и счастливых, о добре и зле

Игорь Попов, Москва

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Иисус из Назарета"
Недавно с одним моим знакомцем дискутировал я о так называемом «христианском» кино. Неспешный «культурный» разговор быстро перешел в жаркую дискуссию. Мы горячо спорили о том, можно ли тот или иной кинопродукт причислять к «душеполезным» или «душевредным» продуктам? В результате вся дискуссия свелась к тому, можно или нет использовать и вольно трактовать библейские сюжеты. Под конец меня и вовсе попросили составить свой личный топ фильмов на библейские темы.

Ну что ж, список, так список. Я не претендую на его полноту. Более того — список этот весьма и весьма субъективен, что мне в нем, скажу по секрету, и нравится. Но для начала я хотел бы сделать небольшое вступление к вопросу о «христианском» кино как таковом.

Скажу сразу — я очень настороженно отношусь к экранизации библейских текстов. Кино — это всегда искусство интерпретаций, даже если режиссер хочет неукоснительно следовать за текстом литературного оригинала. Мы, так или иначе, сталкиваемся с авторской концепцией и авторской трактовкой текста. Поэтому даже кино на библейские сюжеты — это всегда не столько визуальная иллюстрация к тексту, сколько попытка поговорить на те важные темы, которые сам режиссер увидел в оригинальном тексте. И в этом, именно в диалоге и дискуссии, самое интересное. Более того, я всегда рад любым экранизациям на библейские сюжеты, удачны ли они или нет, просто потому, что они в очередной раз "рекламируют" библейский текст, заставляют зрителей открывать Библию, чтобы узнать, а «точно ли это так»?

Ну а теперь можно перейти и к моему личному топу. Еще раз оговорюсь — список этот весьма субъективный и не претендует на полноту. И первым фильмом в моем личном списке стоит легендарный и засмотренный до дыр, если можно так выразится, фильм «Иисус», который был выпущен на экраны в 1979 году. Лично для меня это та классика, которую я с удовольствием пересматриваю. Впервые я посмотрел его, когда учился в школе. Помню я и первые ощущения от соприкосновения с Евангелием, когда сидел в темном зале и завороженно смотрел за жизнью самой таинственной для меня личности в человеческой истории.

У режиссера фильма «Иисус» Джона Хеймана, снявшего более 30 фильмов и получившего множество наград за свои работы, была одна основная задача при съемках фильма - он хотел как можно точнее донести евангельскую историю, которая бы изображала исторический Израиль первого века. Именно поэтому он и взял текст Евангелия от Луки. По оценке Хеймана, у Луки было множество достоинств. Он был точен по поводу деталей, заслуживал доверия с исторической точки зрения (так как он приводит ряд социальных и культурных особенностей) и, что наиболее важно, он дает отличное описание служения Иисуса Христа и ясно излагает Его учение.

Фильм снимался в Израиле, в нем было задействовано более пяти тысяч человек. Главную роль сыграл Брайан Дикон, член королевского общества «Нью Шекспир Компани». Чтобы подготовиться к съемкам, Брайан Дикон прочитал Евангелие от Луки более двадцати раз в различных переводах, запоминая при этом целые главы.

Номером два в моем списке идет культовый фильм итальянского художника, режиссера, продюсера и сценариста Франко Дзеффирелли «Иисус из Назарета» (1977). В этом фильме для меня соединилось то, что я особенно люблю и что ценю в кино — необычайно яркая кинопалитра, позволяющая воспринимать евангельский сюжет почти как церковную фреску, образ Христа, будто сошедший с полотен Джотто и Рафаэля и необыкновенно красивые виды природы Израиля.

Фильм был снят по заказу Ватикана, что никак не повлияло на ту свободу, которая чувствуется в фильме. Фильм состоит из четырех частей: трех по 90 мин и одной — 105 мин. К работе над этой эпопеей были привлечены известные кинематографисты — сценаристы Энтони Бёрджесс и Сузо Чекки Д’Амико, операторы Армандо Наннуцци и Дэвид Уоткин, композитор Морис Жарр, художники Джанни Кваранта (декорации) и Марсель Эскофье (костюмы) и серьезный актерский состав. Некоторые специалисты (художники, историки и библеисты) признают именно этот фильм самой полной и достоверной экранизацией Нового Завета.

Про актерский состав фильма скажу особо. Великолепная работа британского актера Роберта Пауэлла как раз и сделала образ Христа таким средневековым, утонченным и интересным. Знаменитый британский актер Питер Устинов сыграл Ирода Великого, легендарный Лоуренс Оливье сыграл Никодима, эпизодическую роль сыграла знаменитая актриса Клаудиа Кардинале, дважды лауреат премии «Оскар» Энтони Куинн сыграл в фильме роль Каиафы, а любимый многими зрителями британский актер Майкл Йорк сыграл Иоанна Крестителя. Лично для меня это классика, которая не стареет с годами.

Снятый режиссером и актером Мелом Гибсоном фильм «Страсти Христовы» (2004) также стал для меня одной из любимых экранизаций евангельской истории. И тут дело не в историческом реализме, а в том, как режиссер погружает тебя в мир последних 12 часов жизни Христа перед распятием. Причем погружает в прямом смысле этого слова — ты не просто видишь картины жизни Христа, но и погружаешься в мир мертвых уже языков, на которых говорили во времена Христа. Особенно меня почему-то поразила площадная и грубая латынь римских солдат.

Фильм охватывает последние 12 часов жизни Иисуса, начиная с Моления о чаше и заканчивая кратким описанием его воскресения. Также изображены некоторые воспоминания Иисуса. Мы видим его ребенком, молодым человеком, видим как он говорит свою Нагорную проповедь, язык которой просто завораживает, как Он обучает Двенадцать апостолов, мы даже присутствуем на Тайной вечере. Диалоги в фильме полностью ведутся на реконструированном арамейском и латыни. Фильм снимался в городе Матера и городе-призраке Крако, Чинечитта и Риме.

Следующим фильмом в моем личном списке идет картина режиссера Роберта Дэя «Петр и Павел» (1981). Это многосерийный телевизионный проект, главное достоинство которого в исполнителях главных ролей. Апостола Петра играет Роберт Фоксуорт, а вот апостола Павла великолепный Энтони Хопкинс. Фильм охватывает новозаветную книгу «Деяний Святых Апостолов».

Фоксуорту и Хопкинсу удалось невозможное — они смогли сделать своих героев живыми, сделанными из плоти и крови, целеустремленными, ошибающимися, гневающимися, вступающими в дискуссии, но преданными своей миссии — проповеди Евангелия. Именно этот фильм позволил мне по-другому посмотреть на хрестоматийные библейские тексты и задуматься над тем, что чувствовали первые христиане, как они преодолевали препятствия и боль. В фильме показаны все основные события книги «Деяний»: избиение Стефана камнями, дорога Савла в Дамаск, возвращение в Иерусалим, миссионерские путешествия Павла в Малую Азию и Грецию, споры Петра и Павла об иудейском Законе, их путь в Рим навстречу своей мученической смерти. Оба апостола были казнены во времена правления императора Нерона.

Ну и последний фильм, который бы хотелось включить в этот список, стоит несколько в стороне от фильмов по библейским сюжетам. Строго говоря это не один фильм, а серия фильмов, в которых сюжетно нет завязки на библейский текст и в то же время библейский текст проходит через все события этого кинополотна. Это «Декалог» (1989) польского режиссера Кшиштофа Кеслёвского.

«Декалог» - фильм очень необычный. По сути это серия из десяти телевизионных фильмов. Фильмы не являются буквальной иллюстрацией десяти библейских заповедей. Более того, не каждый фильм возможно однозначно соотнести только с какой-либо одной заповедью. Ни в титрах, ни в тексте фильмов нет упоминаний или отсылок к конкретным заповедям, однако именно 10 заповедей проникают во все киноновеллы, придавая им особый смысл.

Сюжеты фильмов представляют собой отдельные истории, которые объединены между собой общим замыслом фильма, местом и временем действия (современная циклу Польша), появлением в них персонажей из других серий (иногда почти незаметным), а также странной фигурой в исполнении актера Артура Барчиша, появляющейся в эпизоде в каждой серии, которую киноведы трактуют, в частности, как «появление Ангела».

Сам режиссер Кшиштоф Кеслёвский о своем фильме сказал: «Это истории о людях, захваченных жизненной суетой, но в результате неожиданного стечения обстоятельств обнаруживающих, что они топчутся на одном месте, забывая про действительно важные цели. Мы стали слишком эгоистичны, чересчур сосредоточенными на себе и своих потребностях». Этот фильм при внимательном просмотре перевернет ваше понимание 10 заповедей и, по крайней мере, заставит задуматься зрителя об истинном смысле своей жизни.

На этом можно поставить и точку, а можно продолжить. Главное увидеть в кино то, что касается нас лично. Даже хрестоматийная библейская история, которую мы знаем наизусть, может помочь нам увидеть что-то очень важное в своей жизни. В этом главная особенность киноискусства — умение рассказать историю о несчастных и счастливых, о добре и зле так, чтобы потом еще не один раз возвращаться к увиденному, спорить с режиссером, но не оставаться равнодушным посторонним.
Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства
  Следующие 20 >>