- Ваша церковь находится в самом центре Петербурга, рядом с Невским проспектом. Есть ли на ваш взгляд какие-то особенности в организации церковной жизни в мегаполисе?
- Насколько мне известно, на русском языке, кроме давнего перевода книги Харви Кокса, не существует серьезных попыток осмыслить христианскую миссию в контексте урбанистики. Это довольно печальная ситуация. Жизнь в мегаполисе отличается и по динамике, и по стилю взаимодействия между людьми. Городской житель более взыскателен в силу возможности широкого выбора, менее вовлечен в общинную жизнь в силу анонимности существования в мегаполисе и т. п.
Боюсь, что здесь просто организационные изменения в церковном служении мало что дадут. Разумеется, в подобных изменениях тоже есть нужда, но еще важнее обретение свежего взгляда на экклесиологию. Интересный подход можно найти, например, в книге Джима Петерсена «Церковь без стен». Феномен «появляющейся церкви» тоже дает богатую пищу для размышлений. Конечно, необязательно все перенимать, но ко многим идеям необходимо прислушаться, чтобы скорректировать собственную парадигму служения.
- Андрей, по роду преподавательской работы вы много времени проводите со студентами. Чем сегодня живёт молодёжь? Какие вопросы задают чаще всего? Каково отношение к религии?
- Мне кажется, что потенциал молодежи сегодня часто недооценивают. А между тем появилось новое поколение, любознательное, много читающее, социально активное. Возникает непростой вопрос, как построить мостик между этой молодежью и церковью? Нужна, как мне кажется, атмосфера диалога, нужен интеллектуальный вызов. Могут ли молодые люди найти это в нынешних евангельских общинах?
Похоже, что способность к честному диалогу на равных пока не является сильной чертой в евангельском христианстве. Но ведь церковь должна стать местом для встречи не только с Богом, но и с другими людьми. Эта вертикаль и горизонталь человеческого общения неразделимы. Если мы не слышим ближних, то и Бога вряд ли расслышим. Возможно, поэтому, стоит начать с откровенного диалога по сложным вопросам внутри самих общин. Уверен, что молодежь привлекла бы подобная интеллектуальная честность.
- Вы организуете различные семинары, где обсуждаете вопросы культуры и духовной жизни. Расскажите, пожалуйста, немного об этом?
- Основная идея семинаров заключается в создании своеобразной буферной зоны между миром и церковью. Это касается выбора тем, которые могли бы быть интересны и верующим, и неверующим; стиля общения, предполагающего уважительное отношение к чужой, отличной точке зрения. Другими словами, это попытка создать площадку для встречи различных мировоззрений. Но задача при этом очень скромная: не навязывать свою христианскую позицию, а просто познакомить с ней тех, кто далек от церкви.
Большинство тем семинаров связано с гуманитарной областью (художественная литература, философия, культурология). Я стараюсь подыскать интересных докладчиков, специалистов в какой-либо области, которые совмещают в своей жизни научные изыскания и веру в Бога.
Идея проведения подобных встреч, разумеется, не нова. И в нашем городе есть несколько площадок, где реализуются близкие по духу проекты.
Те встречи, в организации которых участвую я, существуют благодаря дружеской помощи и поддержке немецкой лютеранской церкви Петра и Павла.
- Какие перспективы на ваш взгляд у протестантских церквей в России на ближайшие 10 лет? Ждёте ли повышения интереса к вам со стороны общества или наоборот? Какие вызовы ждут христиан в обозримом будущем?
- Судя по вектору развития нашей страны, евангельские церкви вступают в тяжелый период. Антизападные настроения будут нарастать, а протестантизм традиционно ассоциируется с Западом. Поэтому, евангельские общины невольно подпадут под удар.
Влияние РПЦ МП, не настроенной на серьезный диалог с инославными, также будет увеличиваться. Вообще, наша страна, к сожалению, переживает период ксенофобии и изоляционизма. На религиозном микроклимате это не может не сказываться самым худшим образом.
Еще одна заметная тенденция в современной духовной культуре России – стремление к крайней поляризации точек зрения. Разрыв между светским и религиозным мировоззрениями нарастает, растет и антагонизм.
Как быть протестантским церквям в сложившейся обстановке? Пожалуй, стоит вспомнить наказ, который Бог дал Своему народу через пророка Исаию:
«…научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис.1:17-19).
Время массовых евангелизаций прошло, как и время, когда нам авансом было даровано внимание и расположение слушателей. Современный человек не перестал искать Бога, но он стал взыскателен в своём выборе «религиозных ответов».