Рефлексия — это философский термин, означающий «обращение внимание субъекта на себя и свое сознание». В разговорный язык слово «рефлексировать» вошло в значении «задумываться о своих убеждениях и действиях», критически их оценивать, задумываться над их оправданностью и обоснованностью. В негативном смысле это слово используется как синоним нерешительности.
Но если мы обратимся к Священному Писанию, мы обнаружим, что, хотя там нет самого слова «рефлексия», такое явление там часто описывается — и описывается как что-то хорошее. «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер.6:16).
Бог призывает людей вместо того, чтобы бодро идти куда шли, остановиться и погрузиться в раздумья — а туда ли мы идем?
Другой пророк оплакивает несчастного идолопоклонника, который не может остановиться и задуматься: «Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"»(Ис.44:20).
Библия много раз призывает людей быть рассудительными. Например: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:17).
Нерассудительность — это, во-первых, поспешные, принятые под влиянием эмоций решения, во-вторых — неспособность свернуть с уже избранного пути. Мы, люди, так устроены, что склонны оправдывать уже принятые решения — даже если со стороны они выглядят очевидно глупыми. Если вы потратили большие деньги на ненужную вещь, вам будет трудно признать ее ненужной — тем труднее, чем больше вы потратились. Человеку, посвятившему годы служению той или иной идее, будет трудно признать ее ложность. Чем больше человек «вложился», тем труднее ему развернуться, и он идет дальше и дальше в лес, в который не стоило заходить с самого начала.
Может показаться невероятным, как люди твердо держаться за жутких лидеров различных культов вроде Дэвида Кореша или Секо Асахары, но тут работает тот же механизм - «неужели я так мучился совершенно зря, как последний глупец?»
Люди часто попадаются в такие ловушки — тем более, что им их намеренно ставят. Реклама призывает совершить покупку «прямо сейчас» и залезть в тяжелые кредиты. Политическая агитация намеренно повышает эмоциональный градус, чтобы подавить любые попытки отстраненного, холодного рассмотрения проблемы, оценки ситуации и возможных результатов своих действий. Манипуляции — коммерческие, политические или культисткие — используют те человеческие реакции, которые срабатывают автоматически, до того, как в дело вступает рефлексия. Страх, гнев, желание одобрения и признания, желание принадлежать к той или иной группе — группе потребителей компании или к группе борцов за правое дело.
Рассудительность, рефлексия, способность посмотреть на свои эмоции и желания со стороны, учинить своим помыслам строгий допрос — откуда они, куда они хотят меня увлечь и, что они хотят мне продать — это то, что в христианской традиции называется «трезвением». Сам термин взят из Первого Послания Святого Апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).
Эта способность стать немного в стороне от себя и посмотреть на себя как бы извне — то, что отличает человека от животных, и эта способность связана с тем, что мы знаем — нас видят. Нас видит Бог, который знает истину, который есть Истина, и мы должны потратить время и сила на то, чтобы остановиться и глубоко, очень медленно подумать — а куда это я иду? А что из этого выйдет? А угодно ли это будет Богу? А что я скажу об этом на страшном суде?