Протестантские и евангельские церкви в нашей стране составляют, в лучшем случае, десятые доли процента от населения. О причинах можно говорить долго – это и настороженное отношение как к неким «сектантам», и недостаток серьезной просветительской работы, и слабо развитая богословская и публицистическая мысль. Кто-то пеняет (надо сказать, отчасти справедливо) на «анти-интеллектуализм», правовую неграмотность, желание закрыться в собственных церковных зданиях, отсутствие внятной стратегии развития. Наверное, в качестве оправдания можно привести довод об относительной «молодости» протестантизма и евангельских церквей, отсутствие государственной поддержки, бюрократические и иные препоны, направленность на «простоту» в церковной практике и христианской жизни (что на первых этапах действительно привлекает многих ищущих Бога людей).
На этом можно было бы закончить и грустно вздохнуть, если бы не евангельское «но». При гораздо менее благоприятных внешних факторах новорожденная новозаветная Церковь все же была гораздо активнее и успешнее. И здесь не нужно созывать соборы и конференции, чтобы найти некий «утерянный ключ к благовестию». Достаточно посмотреть на пример Иисуса Христа. В этом смысле, мне очень нравится разговор Спасителя с Самарянкой – конкретнее, та его часть, где Он объясняет суть происходящего ученикам.
Для начала отметим, что никто из нас не может (и не должен) подражать Христу как минимум в двух вещах – это ведение сердец, потому что Он "не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Ин. 2:25)". Это значит, что благовестие наше и духовная работа с людьми подразумевают смиренный молитвенный подход, когда я общаюсь с людьми не как "власть имеющий" или "ведающий все тайны", но как прощенный грешник, спасаемый Божьей благодатью, наблюдающий за собой, чтобы самому не впасть в искушение (Гал. 6:1-2), нуждающийся в водительстве Духа Святого. Не можем мы подражать Христу и во многих методах Его служения. Как сказал один известный священнослужитель, мы должны одеться в одежды праведности Христа, но не можем одеться в Его земные одежды. Иными словами, культура, средства передачи информации, быт и запросы постоянно меняются, а значит, их важно учитывать при работе с людьми. Это необходимо, чтобы исполнить пророчество Спасителя - что верующие после Его вознесения будут расширять масштабы Его служения (Ин. 14:12).
Безусловно, нужно подражать Христу, прежде всего, в Его нелицеприятии. Иисус разговаривает наедине с грешной женщиной, что считалось неприемлемым для мужчины-Иудея, стремящегося к внешней чистоте и незапятнанной репутации. Тем более, она самарянка, с которыми "иудеи не сообщаются" (Ин. 4:9) - потомок отступников из Северного Израиля, который после разделения с Иудеями при царе Ровоаме смешались с окружающими их народами, создали свою систему поклонения. Говорят, при путешествиях на север, иудеи специально делали крюк, чтобы не проходить самарийские земли - такой сильной была неприязнь. Игнорируя все предрассудки, Христос обращается к женщине, и она обретает веру. Это значит, что служить, "не взирая на лица" (Иак. 2:1) - это и наше призвание, которое требует понимания, терпения, снисхождения.
Иисус ставит служение людям превыше всего остального. Ученики предлагают Ему (уставшему в пути и проголодавшемуся) хлеб, Христос же отвечает - "У Меня есть пища, которой вы не знаете" и "Моя пища – творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Ин. 4:32,34). Господь настолько захвачен делом Евангелия, что ему не нужны внешние мотиваторы, Он готов пожертвовать удовлетворением своих базовых нужд, чтобы послужить ближнему. Современные христиане, напротив, подчас не способны выйти из "зоны комфорта", поэтому плоды их так разительно отличаются от Христовых.
Удивительная способность Спасителя - правильно выбирать момент! Известный комментатор новозаветных книг Уильям Баркли привел прекрасную иллюстрацию: "английский писатель Мортон сам однажды сидел у колодца Иакова и видел, как люди вышли из деревни и стали подниматься по холму. Они шли небольшими группами. На них были белые одежды, и эти белые одежды выделялись на фоне пашен и неба. Может быть, как раз тогда, когда Иисус говорил это, люди стали стекаться к нему в ответ на рассказ и призыв самарянки". Именно это мгновение выбирает Христос, чтобы наставить учеников. Посмотрите, жатвы побелели! И указывает на нивы, через которые люди идут к нему - увидеть Мессию собственными глазами! Вот они - те, кому вы должны служить и кого привести ко спасению! Такая своевременность требует терпения, такта, духовной прозорливости, которых так часто не хватает современным верующим.
Христос учит своих учеников сотрудничеству в деле Божьем. Причем в данном случае не столько между собой, сколько в историческом, преемственном смысле. Все дело в том, что верующие во все времена стремятся быть успешными в деле Божьем, жаждут быстрых и обильных плодов, моментальных обращений (желательно, известных и успешных членов общества). Такие максимализм и гигантомания, впрочем, вскоре разбиваются о реальность, которая по-человечески смотрится неприглядно - небольшие общины, мало кающихся, проблемы в церквях, слабый отклик окружающих. Однако с плачем сеющий - пожнет с радостью. Времена скудости сменятся изобилием. Важно каждому делать свое дело, пока Бог не поставит над большим. И не думать, что наше "малое" - ничтожно в глазах Бога. "Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: "Один сеет, а другой жнет". Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их" (Ин. 4:36-38). "Другие" - это пророки Ветхого Завета, которые подчас не видели при жизни много обращений, но благодаря своей верности подготовили пришествие Мессии.
И наконец, Христос знает, что спасение - в Евангелии Царства. "По Слову Его" (Ин. 4:41) обращаются люди. Но сначала они соприкоснулись не просто со словами Христа, но и с Самим Господом - Его милостью, духовной силой, мудростью, снисхождением, любовью. Только после взаимодействия этих двух источников - Слова и Личности - самаряне заключают, что "Он истинно Спаситель мира, Христос" (Ин. 4:42). Нет ничего хуже проповеди, которая не подкрепляется благочестивым характером проповедника. Нет ничего хуже проповеди, которая сконцентрирована на себе, своей церкви, своей деноминации, второстепенных вопросах. Но которая не ведет к этому простому выводу - Христос есть Господь всего, и мне нужно спасение в Нем.
Так как же ответить на этот вопрос - почему наша проповедь так непопулярна? Можно сказать - мы "малое стадо" и внешние обстоятельства стесняют нас. А можно просто сравнить свою проповедь и Христову. А затем сделать соответствующие выводы.