Военные действия в Сирии, привлекшие вновь внимание к злодеяниям террористической группировки ИГИЛ, породили волну разговоров в социальных сетях, что головорезы из ИГИЛ — это и есть настоящие мусульмане, которые «читают как написано», а те мусульманские лидеры, которые их порицают - притворяются, чтобы ослабить бдительность неверных. В подтверждение своего мнения люди приводят цитаты из Корана. Мне это что-то напоминает — а именно то, как атеисты любят цитировать Ветхий Завет.
Время от времени я натыкаюсь на суровых атеистов, которые говорят, что я должен побивать камнями тех, кто собирает хворост в субботу потому, что где-то в глубинах Ветхого Завета так написано. И, что я воздерживаюсь от таких благочестивых деяний только потому, что боюсь полиции светского государства. Когда люди, не верящие в Библию, выдают свой набор цитат и говорят: «а вот вы так должны верить, потому что это у вас в Библии написано», бывает очень сложно объяснить им некоторые простые вещи. Например, что, во-первых, текст существует не в цитатах, а в целостности, и его отдельные фрагменты могут быть поняты только в свете всего текста.
А во-вторых, текст существует только в рамках интерпретирующей традиции, и если вы берете какие-то фрагменты текста и строите из них какую-то свою схему — живые носители традиции совершенно не обязаны под эту схему подходить.
Злоупотребление священными текстами - дело хорошо известное везде, где есть священные тексты, религиозные или светские. Вину тут несут сами злоупотребители и было бы совершенно бессмысленно переносить ее на всех, кто почитает сам текст священным. Например, работорговцы XVIII века оправдывали себя тем, что чернокожие, якобы, являются потомками библейского Хама и несут на себе его проклятие — быть «рабами рабов» у «белых» потомков Сима и Иафета.
Конечно, и экстремисты, и миролюбивые мусульмане, которые их порицают, считают, что истинна именно их интерпретация. Нам, со стороны, бессмысленно судить об «истинности», но мы можем судить о типичности. Христиане и мусульмане жили на Ближнем Востоке бок о бок больше тысячи лет, большую часть времени христиане находились под властью мусульманских правителей. Все эти долгие века никто не разрушил христианские храмы и монастыри, не истребил, не изгнал, не обратил насильно в Ислам христиан — то есть все эти поколения мусульман вели себя совсем не так, как ИГИЛ.
Мы должны поступать с другими также, как хотели бы, чтобы другие поступали с нами — а мы бы определенно не хотели бы, чтобы на нас "вешали" преступления людей, к которым мы не принадлежим и которых мы не одобряем. Наши соседи — мусульмане не имеют отношения к ИГИЛу. Более того, нам прямо запрещено возводить ложное свидетельство на ближнего — и, в частности, мусульманина.