анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Поиски призвания

Лев Гринфельд

Несовершенные тесты
В 1992 году в наш христианский колледж попали новинки, которых никто не видел раньше — тесты на духовные дары. Все студенты и преподаватели стали с интересом отвечать на вопросы, а потом с нетерпением ждали результатов. Еще бы! Полчаса кропотливой работы и ты точно знаешь, к чему тебя призвал Бог! После этого останется только составить жизненную программу по реализации талантов данных Богом и жить в соответствии с ней.

Результаты теста для некоторых оказались весьма неожиданными. Так одна женщина обнаружила у себя явно проявляющийся дар… к безбрачию. Проблема состояла лишь в том, что к этому времени у нее уже был муж и трое детей. Как ей реализовать этот «дар»?.. За прошедшие с тех пор 15 лет тесты стали более совершенными. Появились компьютерные варианты, а в предисловии ко многим на всякий случай предупреждают, чтобы женатые люди не отвечали на вопросы, связанные с даром безбрачия. Однако скептицизм по отношению к таким анкетам у меня остался. И связан он в первую очередь даже не с упрощенным подходом к определению дара, а с легко смещаемыми акцентами. Можно сказать, что проблема не столько в самом тесте, сколько в том, как он используется.

Смещение акцента
Представим, что существует идеальный тест, заполнив который, можно узнать о себе все: свои дары, природные способности, особенности темперамента, слабости (в действительности, мы всю жизнь пытаемся ответить на этот тест). И вот мы стоим с «диагнозом» в руках и думаем…

А о чём, собственно, начнет думать человек, когда узнает о себе все? Наверное о том, как же теперь применить всё это? Как реализовать весь тот потенциал, который Бог заложил в меня? И вроде бы, все правильно. Многие люди так и живут, стремясь реализовать эти таланты. Мы тратим годы на развитие музыкальных навыков, заканчиваем Библейские институты для реализации даров учительства, ищем работу и служение, где наши способности использовались бы лучшим образом. Шаг за шагом мы приближаемся к исполнению Божьего предназначения. Для этого нам приходится отказываться от всего второстепенного. Не отвлекаться на «маленькие» служения (ведь человек не может сделать всего).

Но не смещается ли при этом акцент? Не оказываемся ли мы сами в центре нашей жизни? Это ведь МНЕ Бог дал такие удивительные дары, это МОЯ задача суметь раскрыть и использовать их по максимуму (конечно, для царствия Божьего)! Дорога, начавшаяся с САМОпознания, иногда заканчивается САМОреализацией. Это всё-таки отличается от того, о чем мы молимся: «Да приидет царствие ТВОЕ, да будет воля ТВОЯ…».

Но, может возразить вдумчивый читатель, не от Бога ли дары и способности? А если от Него, то знать их и использовать — мой долг! А библейски образованный читатель сможет добавить еще и ссылку на притчу о талантах. Я не против того, чтобы стремиться к использованию даров. Однако главным в этом должно быть выполнение воли Божией, а не наша самореализация.

Подчинение своей жизни
Многие библейские персонажи с радостью называли себя именем, которое сейчас почти не используется без иронии. Мария и Симеон, Петр и Иоанн, Павел и Епафрас не стеснялись называть себя «рабами Божиими». Несомненно понятие «раб» в древнем Израиле сильно отличалось от современного и даже от того, которое существовало в то время в остальной части Римской империи. Однако Павел называл рабами Христовыми и христиан в Риме и в греческом Ефесе. Ценность любого раба заключается не в реализации своего потенциала, а в том, насколько хорошо он выполнил волю господина. Вот для ее выполнения ему, возможно, и потребуется реализовать свои навыки и способности.

Познание Божьей воли
Большинству современных евангельских христиан знакома брошюрка «Четыре Духовных Закона». Хорошая брошюрка, если использовать ее правильно и вовремя. Первый из четырех законов звучит так: «Бог любит вас; и у Него есть удивительный, прекрасный замысел относительно вашей жизни». Замечательный закон, который говорит о нашем месте в уникальном Божьем плане. Однако часто христиане как бы «застревают» на нем, и посвящают всю свою жизнь поиску этого плана.

Если христианин привыкает ставить себя в центр, то вскоре его жизнь наполняется разочарованием: «В этой проповеди для меня не было ничего нового!», «Такой стиль поклонения меня не вдохновляет!», «Программа нашей церкви совсем не подходит для моего расписания!». Слыша подобные жалобы, хочется спросить: «А почему ты думаешь, что все это было сделано для тебя?»

Подобные жалобы похожи на игру маленького ребенка, который закрывает глаза и считает, что теперь его никто не видит. Мир малыша построен вокруг него самого. Мама существует для того, чтобы кормить его и играть с ним. Если ему темно, значит темно всем, если ему не нравится суп, значит суп невкусный. Подобный эгоцентризм — естественная психологическая стадия развития малыша, но для взрослого христианина он является неприемлемым.

Если христианин убирает себя из центра, то уходят и многие жалобы, а на их месте возникают вопросы: «Каков Божий план для нашего мира?», «Что Он хочет сделать в нашем городе?», «Где место церкви в этом плане?», «Как я могу помочь реализации Божьего плана?» Вот только тогда и наступает время задуматься о своих дарах и способностях.

Обретение призвания
Как же тогда понять свое место в Божьем плане? Существуют разные пути, которыми Бог открывал свою волю для конкретного человека. Кто-то слышал явный Божий голос (призвание Моисея), кому-то помогли пророки (избрание Давида). Но, на мой взгляд, чаще всего Бог призывал своих рабов по-другому.

Когда Иисусу пришло время поручить ученикам задание идти и проповедовать, Он поделился с учениками Своим виденьем: «Жатвы много, а делателей мало». Далее Он призвал их к молитве: «молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». И уже после этого призвал их к служению. Подобное произошло и при призвании Неемии. Сначала Бог дает Неемии переживание о полуразрушенном Иерусалиме, затем Неемия начинает молиться, затем Бог доверяет ему (через языческого царя) восстановить стены города. Призывая Моисея, Бог раскрывает Свой план: «Я увидел страдание народа Моего… и иду избавить его…», а затем уже указывает на место Моисея в этом плане: «Я пошлю тебя к фараону».

На мой взгляд, такой подход к обретению своего призвания остается основным и сейчас. Во-первых, раб Божий должен посвящать себя тому, чтобы познавать волю своего Господина. Начать стоит с элементарного — чтения Библии. Далее стоит задуматься о том, как Бог реализует этот план (что Он делает через мою церковь, через миссии, которые находятся рядом, через других христиан…). После этого уже можно искать свое место в этом плане: «Какую часть Своего плана Бог делает для меня особенно явной?», «О чем болит мое сердце?» И начать делать.

Что делать? Вот здесь уже можно провести ревизию в своем «шкафу с инструментами», пройти тест на духовные дары, особенности темперамента. Но результаты этих тестов — лишь помощь, но не критерии в определении того, чем христианин должен заняться. Если какой то «инструмент» полежал некоторое время на полке, но при этом раб выполнил задание господина, то раб заслужил похвалу! Если для выполнения задания ему не хватает инструментов, он может обратиться к господину с просьбой выдать ему необходимое оборудование («ревнуйте о дарах больших»), или присоединиться к тому, у кого эти инструменты есть (так Павел отправлялся в путешествия вместе с Варнавой, чей характер существенно отличался от его собственного).

Два пути
Надеюсь, что я не создал впечатления, что являюсь противником тестов. Я пастор церкви, в которой такие тесты являются обязательной частью процесса определения членов церкви на служение. Однако я вижу, как легко сместить акценты и вместо служения Богу начать реализовывать себя. Я вижу по себе, как легко пойти по тому пути, когда «Я» перемещается в центр жизни. Любое самое хорошее служение может превратиться самовосхваление и потерять свою ценность.

Выбор делается постоянно. По какому пути идти?

- Познание Божьего плана;
- поиски своего места в его осуществлении;
- определение даров.

Мне кажется, что это тот путь, на котором Бог остается Господином в каждой области жизни, а мы не лицемерим, когда называем себя «рабами Христа».
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>