Новый год в нашей стране связан не только с обильными угощениями или елочными украшениями, но и с подведением итогов. Еще в допетровские времена, когда праздник отмечался в марте (а после 1492 г. – в сентябре), на Соборной площади в Кремле устраивалось специальное действо – «на летопровождение».
Царь и Патриарх восседали на тронах на специально установленном помосте, Патриарх в специальной речи спрашивал о здоровье Царя. Царь ответную речь заканчивал словами «…дал Бог, жив», а затем удалялся для участия в Богослужении. Первого января Новый год начали праздновать лишь в 1699 году, когда Петр Первый приказал по немецкому образцу палить из пушек в Кремле, зажигать фейерверки, украшать дома еловыми ветвями. Наибольшую популярность праздник приобрел в советское время – в том числе и как своего рода «конкурент» Рождеству, которое перестало быть всенародным выходным днем в 1929 году.
Как и любое подобное событие, Новый год постепенно оброс разными обычаями и приметами.
Считается, что стол должен ломиться от яств, чтобы следующий год прошел в достатке и изобилии. Кто-то верит, что перед Новым годом надо заранее отдать все долги, простить обиды, примириться с обидчиками, чтобы не нести весь этот багаж в следующий год. Конечно, вряд ли верующим стоит чересчур серьезно относиться ко всем традициям, но они свидетельствуют о стремлении людей к переменам, обновлению, вере в лучшее.
Большой интерес для христиан представляет празднование Нового года - Рош Ха-Шана – в израильском народе, событие приходится на новолуние осеннего месяца тишри (сентябрь-октябрь). С этого дня в Израиле начинался десятидневный период молитв и раскаяния – так называемые «Дни трепета», когда люди пребывали в особом благоговении, самоисследовании, проверяли свой путь перед Господом. В это время верующий держал отчет перед Богом за свои мысли, слова и поступки в уходящем году. Еврейская традиция утверждала, что именно в этот день был сотворен мир, и Бог и судит каждого человека, определяя длительность и качество его жизни. Вот почему в первый день празднования евреи приветствуют друг друга традиционными пожеланиями быть вписанным в Книгу Жизни, приносят жертвы за грех. Во время синагогальной службы трубят в шофар – знак Божественного суда и призыва к покаянию (отсюда и название – «праздник труб», Лев. 23:24). Завершаются десять дней праздником «Йом-Киппур» (день искупления, отпущения грехов). Закон предписывает в этот день «никакой работы не делать» (Чис. 29:7) и «изнурять душу» (то есть поститься), так как «это день искупления… пред Господом» (Лев. 23:27-32). Торжественность момента, когда Господь снимает грех и, как считается, определяет дальнейшую судьбу человека, не должно ничего нарушать – даже сегодня в Израиле в этот день не работают теле- и радиостанции, общественный транспорт, закрыт аэропорт, пустеют улицы городов.
Таким образом, основная идея праздника для нас - обновление невозможно без Господнего искупления, которое, в свою очередь, предваряется размышлениями верующего о своем пути перед Господом, покаянием, самоисследованием. И конечно же, благодарность, что милость Божья для нас обновляется еще на один год, в который нам следует принести Ему достойный плод. После победы над филистимлянами Самуил ставит жертвенник, названный «камень помощи» («Авен-Езер»), сказав при этом – «до сего места помог нам Господь» (1 Цар. 7:12). Пусть предновогодняя суета не помешает и нам помнить о Божьей благости, которая сохранила нас до этого дня.
С наступающим!