анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Об организованной религии

Сергей Худиев, Москва

“Я не отрицаю Бога, но мне чужда организованная религия", - прочитал я в одном комментарии. Это очень распространённая фраза и в англоязычном мире, и у нас.

Что примерно имеется в виду? Что, где-то, наверное, есть Бог - источник Добра, Красоты, Истины и Надежды. Что наша жизнь - нечто большее, чем “форма существования белковых тел”. Что смерть - это не конец. Что мы можем иногда пережить некое таинственное и невыразимо влекущее присутствие в лесу, в пустыне или около водопада. Что мы можем быть глубоко тронуты проявлениями людской доброты. А все эти Церкви, их катехизисы, богословские споры, правила, золотые купола или высокие шпили - все это не о том, все это как-то очень далеко от того Чуда и Тайны, которую можно пережить ночью в пустыне.

Но этот опыт надежды, чуда и тайны поблуждает задуматься о том, насколько он уникален? А были ли какие-то другие люди, которым Бог дал пережить Его присутствие? Если я могу где-то на берегу моря или в пустыне обратиться к Тому, кто там, за звездами, может меня услышать, то могут ли это другие люди? Если мы соберемся втроем или вчетвером, чтобы молиться вместе, услышит ли Он нас?

Но как только нас соберется несколько таких богоискателей, нам понадобится организация, чтобы хотя бы заранее назначать место встречи. Как только богоискательство перестает быть строго индивидуальным делом и Вы вступаете в общение с другими людьми, уже возникает сообщество, которое неизбежно как-то организуется.

Второй вопрос - а выходит ли Бог на связь? Смутное переживание Его присутствия - это все, или Он хочет сказать еще что-то? Если Бог заинтересован в людях (а любое богообщение возможно только если это так), то обращался ли Он к людям каким-то образом?

Если верить в то, что Он есть, Он благ и Он любит людей - было бы очень странно предполагать, что Он никогда не пытался с людьми заговорить. Было бы очень странно признавать любящего Бога и постулировать Его полное молчание. Если любящий Бог существует, то Он открылся людям - а Откровение неизбежно породит формы, в которых оно будет провозглашаться, традицию, в которой оно будет передаваться, общину верующих, в которой все это будет происходить.

Евангелие говорит о том, что Бог открылся в личности и спасительных деяниях Иисуса Христа, но об этом стоит говорить отдельно. А пока остановимся на этой ступеньке - если мы верим в Бога, нам стоит ожидать именно организованной религии.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>