анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Божий дизайн

Антон Лебедев, Саранск

«Уж не знаю, кому я вручаю этот диплом – гению или сумасшедшему» - так сказал один из учителей Антонио Гауди, выпуская его из архитектурного университета в Барселоне. Так рожденный в простой семье в провинциальном городке Реус молодой человек начал свою профессиональную карьеру, которая стала для него отнюдь не только средством для заработка, но и воплощением мечты – выразить Божьи совершенства в архитектуре через разнообразие необычных форм. Причем источником вдохновения для юного Гауди стала природа – страдающий ревматизмом мальчик не был так подвижен, как его сверстники, зато часами предавался созерцанию. Чуть позже, природные явления и красоты Каталонии стали основой для решения необычных конструкторских и дизайнерских задач.

Итак, молодой выпускник ждет заказов на архитектурные шедевры. И через некоторое время пропуск в мир каталонской знати ему дает граф Эусеби Гуэль, который позже становится добрым другом Гауди и его спонсором. Оба получают большие благословения от этой крепкой взаимной дружбы – магнат и покровитель искусств может теперь выразить свою любовь к современной архитектуре, а мастер – творить без оглядки на многомилионные сметы.

Рубеж 19-20 веков, на котором было предначертано творить Гауди, характеризуется пресыщенностью старыми классическими формами и поиском новых решений в дизайне и архитектуре. Изысканность форм, отсутствие углов, пышность фасадов, волнообразная структура барселонских домов Мила, Бальо и Висенс; сочетание и «встроенность» в природные растительные формы необычных колонн парка Гуэля; неприятие прямых линий и правильных геометрических пространств (прямая – порождение человека, круг – творение Бога) – все эти особенности сделали мастера не только законодателем мод, но и предопределили развитие архитектуры как минимум на последующие десятилетия. Воздушные пространства, кажущиеся живыми и подвижными, не только эстетически приятны, но и практически значимы – естественные «кондиционеры», причудливые водостоки поражают своей продуманностью и сегодня.

Вскоре в жизни Гауди происходит серьезная переоценка смыслов. Дорогие костюмы он меняет на повседневную обшарпанную одежду, переселяется в скромную квартиру, а затем и на строительную площадку, с головой уходит в работу. Антиклерикальные взгляды сменяются ревностной верой. Именно с этими переменами и связан самый значимый проект жизни мастера – барселонский Искупительный Храм Святого Семейства (Sagrada Família), возведение которого (исключительно на пожертвования горожан) тянется с 1882 года по сей день. Впрочем, Антонио Гауди и не собирался закончить строительство до своей смерти, повторяя, таким образом, судьбу храма в Милане, Собора Парижской Богоматери и других европейских долгостроев. Храм Святого Семейства стал последним величественным религиозным сооружением, уникальным в своем роде. Невозможно описать все его скульптуры, барельефы, многочисленные шпили и причудливые украшения в виде даров земли…

Поражает воображение спроектированный Гауди фасад Рождества Христова. Застыли в трепете пастухи, в почтении приносят золото, ладан и смирну волхвы, Мария и Иосиф в окружении животных в благоговении склонились над Младенцем, радостно трубят ангелы. Противоположный фасад, созданный после смерти мастера, выполнен в модернистском стиле с его нарочито грубоватыми и угловатыми формами. Он посвящен обстоятельствам предательства, распятия и смерти Христа, отражая уродство греха и страдания Сына Божьего. Внутреннее убранство собора подобно атмосфере сказочного леса с яркими разноцветными витражами, необычными древовидными колоннами, причудливыми арками, молитвой «Отце наш» на множестве языков и многоэтажными смотровыми площадками. И все это под звуки стройки – Собор планируют завершить лишь в 2026 году. Масштабом конечного замысла (который Гауди лишь предвосхищал) можно полюбоваться в многочисленных моделях и графических презентациях в музее Собора или центре Гауди в Реусе.

На 74-м году жизнь мастера трагически обрывается – по дороге в церковь его сбил трамвай. В плохо одетом и неухоженном старике поначалу никто не узнает величайшего каталонского архитектора, поэтому последние дни Антонио Гауди провел в больнице для бедных, отказавшись от транспортировки в дорогую клинику. «Хочу быть ближе к моему народу» - так он объяснил нахождение в своем последнем пристанище на земле.

Великий архитектор не оставил после себя потомства, но до сих пор живет в своих бессмертных творениях и в памяти людей. Сам мастер говорил о своем создании так: «Искупительный Храм Святого Семейства создается народом, отражающимся в этом храме. Это творение находится в руках Бога и зависит от воли народа».
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>