Итак, молодой выпускник ждет заказов на архитектурные шедевры. И через некоторое время пропуск в мир каталонской знати ему дает граф Эусеби Гуэль, который позже становится добрым другом Гауди и его спонсором. Оба получают большие благословения от этой крепкой взаимной дружбы – магнат и покровитель искусств может теперь выразить свою любовь к современной архитектуре, а мастер – творить без оглядки на многомилионные сметы.
Рубеж 19-20 веков, на котором было предначертано творить Гауди, характеризуется пресыщенностью старыми классическими формами и поиском новых решений в дизайне и архитектуре. Изысканность форм, отсутствие углов, пышность фасадов, волнообразная структура барселонских домов Мила, Бальо и Висенс; сочетание и «встроенность» в природные растительные формы необычных колонн парка Гуэля; неприятие прямых линий и правильных геометрических пространств (прямая – порождение человека, круг – творение Бога) – все эти особенности сделали мастера не только законодателем мод, но и предопределили развитие архитектуры как минимум на последующие десятилетия. Воздушные пространства, кажущиеся живыми и подвижными, не только эстетически приятны, но и практически значимы – естественные «кондиционеры», причудливые водостоки поражают своей продуманностью и сегодня.
Поражает воображение спроектированный Гауди фасад Рождества Христова. Застыли в трепете пастухи, в почтении приносят золото, ладан и смирну волхвы, Мария и Иосиф в окружении животных в благоговении склонились над Младенцем, радостно трубят ангелы. Противоположный фасад, созданный после смерти мастера, выполнен в модернистском стиле с его нарочито грубоватыми и угловатыми формами. Он посвящен обстоятельствам предательства, распятия и смерти Христа, отражая уродство греха и страдания Сына Божьего. Внутреннее убранство собора подобно атмосфере сказочного леса с яркими разноцветными витражами, необычными древовидными колоннами, причудливыми арками, молитвой «Отце наш» на множестве языков и многоэтажными смотровыми площадками. И все это под звуки стройки – Собор планируют завершить лишь в 2026 году. Масштабом конечного замысла (который Гауди лишь предвосхищал) можно полюбоваться в многочисленных моделях и графических презентациях в музее Собора или центре Гауди в Реусе.
На 74-м году жизнь мастера трагически обрывается – по дороге в церковь его сбил трамвай. В плохо одетом и неухоженном старике поначалу никто не узнает величайшего каталонского архитектора, поэтому последние дни Антонио Гауди провел в больнице для бедных, отказавшись от транспортировки в дорогую клинику. «Хочу быть ближе к моему народу» - так он объяснил нахождение в своем последнем пристанище на земле.
Великий архитектор не оставил после себя потомства, но до сих пор живет в своих бессмертных творениях и в памяти людей. Сам мастер говорил о своем создании так: «Искупительный Храм Святого Семейства создается народом, отражающимся в этом храме. Это творение находится в руках Бога и зависит от воли народа».