анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
Удивительная благодать

Игорь Попов, Москва

Выбор фильма для семенного просмотра дело важное и кропотливое. Чтобы угодить всем вкусам, нужно перебрать массу вариантов, пройтись по истории кино, окунуться в новинки, отбросить все варианты и… положиться на случай. Не всегда это срабатывает на сто процентов, но именно этот способ иногда приносит самые яркие открытия. А особенно, когда просмотренный фильм уверенно помещается в домашнюю кинотеку рядом с уже полюбившейся и засмотренной до дыр классикой.

Примерно так мне в руки попался фильм «Удивительная благодать» (Amazing Grace) кинорежиссера Майкла Эптеда. Эптед является одним из самых плодовитых современных британских режиссеров. На его счету такие известные работы как «Хроники Нарнии: Покоритель Зари», «И целого мира мало» (очередная серия бесконечной бондианы), «Аллилуйя», «Покорители волн». Известен же он стал своим необычным проектом серии документальных фильмов «Up», в которых прослеживаются судьбы 14 британских детей с 1964 года, когда им было 7 лет. Фильмы выходят один раз в семь лет.

На этот раз Эптед обратился в истории Великобритании и создал фильм, который повествует о легендарном британском политике Уильяме Уилберфорсе и его борьбе за отмену рабства. Фильм собрал великолепный актерский ансамбль: Йоан Гриффит, Бенедикт Камбербэтч, Руфус Сьюэлл и Альберт Финни.

Уильям Уилберфорс – молодой член английского парламента — еще со времени учебы в Кембридже дружит с Уильямом Питтом. Питту в ближайшее время предстоит стать самым молодым в истории Англии премьер-министром. Богато одаренный разнообразными талантами, Уилберфорс с азартом включается в парламентские дебаты конца ХVIII — начала ХIХ века. Но внезапно с ним происходит нечто необыкновенное: он переживает личную встречу с Богом и обращение к вере, что полностью меняет его жизнь. Теперь в нем больше нет желания участвовать ни в политической жизни, ни в джентльменских развлечениях... Отныне он жаждет жизни не деятельной, не замешанной на тщеславии, а только уединенной и посвященной Богу.

Однако Уильям Питт не может позволить своему другу Уилберфорсу уйти с политической арены, ему нужны ораторские таланты соратника и его горячая убежденность. Уильям Питт знакомит Уилберфорса с некоторыми аболиционистами, противниками рабства, которые настойчиво убеждают его не делать свой выбор в пользу одного из возможных жизненных путей — самосовершенствования или совершенствования мира, — но пойти одновременно по обоим. Они призывают его служить Господу в парламенте, защищая обездоленных, рабов-африканцев.

И вот тут стоит немного отвлечься от сюжетной канвы фильма и поговорить о реальных исторических прототипах героев. Начнем с главного героя Уильяма Уилберфоса. XVIII век в британской истории был эпохой титанов. И Уилберфорс ярко выделялся среди одаренных и хитроумных политиков, скрещивавших шпаги в бесконечных баталиях. Его история – это история христианина, который в зрелом возрасте пережил обращение и кардинально изменил свою жизнь. Жизнь Уильяма Уилберфорса и его борьба против рабовладения отражены в документальной книге Адама Хохшильда «Погребение оков: пророки и бунтари в борьбе за освобождение рабов империи» (Bury the Chains: Prophets and Rebels in the Fight to Free an Empire’s Slaves), вышедшей в 2005 году.

Уильям рос слабеньким и болезненным ребенком, к тому же страдал слабым зрением. В 1767 году он начал посещать гимназию, главой которой в то время был молодой, динамичный директор Джозеф Милнер, который впоследствии стал другом Уильяма на всю жизнь. В октябре 1776 года, в возрасте 17 лет, Уилберфорс поступил в колледж святого Иоанна в Кембриджском университете. Он целиком погрузился в студенческую жизнь с картами, азартными играми, ночными кутежами. Вскоре Уилберфорс стал очень популярной фигурой среди своих однокурсников — он был остроумным, щедрым и великолепным собеседником. Среди его друзей тех лет были несколько весьма влиятельных в будущем фигур, включая и будущего премьер-министра Уильяма Питта. Не смотря на разгульную жизнь, Уилберфорс стал экзамены и стал магистром. Политической же карьерой друга увлек Уильям Питт.

Уильям Питт был личностью неординарной и неоднозначной. Уже первая его речь, в защиту «билля об экономической реформе» Бёрка, поставила его в ряд первых ораторов палаты. Красноречие его было чрезвычайно просто, ему был чужд метод эмоциональной экспрессии в публичных выступлениях, он делал акцент на безупречной логике и аргументации, чем сразу и заслужил популярность в Парламенте.

В 1782 году премьер-министр лорд Рокингем предложил Питту место вице-казначея Ирландии, с которого его отец начал свою карьеру, но Питт, несмотря на свои 22 года, нашел предложение это унизительным, и отказался. В том же году он сделался канцлером казначейства в министерстве Шелберна. В феврале 1783 года министерство пало. Питт вышел в отставку, но в декабре того же года, после неудачной коалиции Фокса и Норта, сформировал свой кабинет, продержавшийся до 1801 года, и стал самым молодым премьер-министром за всю историю Великобритании.

Аустерлицкая битва нанесла страшный удар его слабому организму, подточенному чрезмерной работой, он умер 46 лет от роду. Даже находясь на смертном одре, Питт сетовал: «Моя страна! Как я покину мою страну!» Парламент похоронил его на общественный счет и уплатил из государственных средств 40 000 фунтов стерлингов его долгов. Уильям Питт-младший был похоронен в гробнице своего отца в Вестминстерском аббатстве. По этому поводу герцог Веллингтон сказал: «Какая еще могила хранит таких сына и отца! Какая гробница вместит останки такого человеческого совершенства и такой славы!»

В сентябре 1780 года, в возрасте 21 года, тогда он был еще студентом, Уилберфорс был избран членом Парламента. Он поддерживал как тори, так и вигов, за что его часто критиковали и обвиняли в непоследовательности. Работал он и в тесном сотрудничестве с партией власти, но всегда голосовал так, как считал нужным. Уилберфорс регулярно заседал в Парламенте, но также находил время для весьма оживленной общественной жизни, став завсегдатаем игорных джентльменских клубов.

В 1784 году Уилберфорс с друзьями отправился в турне, которое изменило его жизнь. Во время путешествия Уильям встречался с участниками военных действий и революций, глав стран Европы и Америки. Именно тогда, после возвращения в Англию, началось духовное преображение Уилберфорса. Он начал рано вставать, чтобы читать Библию и молиться, решил быть верным евангельскому учению. Внутренне Уильям подвергся мучительной борьбе и стал безжалостно самокритичным, жестко осуждая себя за впустую растраченное время, тщеславие и его отношения с другими людьми. Свои мотивы Уилберфорс предельно ясно изложил в книге «Практическое понимание христианства» (1797). Издание стало бестселлером еще при жизни автора, переиздавалось пять раз за полгода, и было переведено на пять языков.

Все эти перемены произошли с ним отчасти благодаря встрече с двумя видными служителями церкви – Джоном Ньютоном и Джоном Уэсли. Джон Уэсли, видный английский проповедник и основатель движения методистов, сыграл важную роль и в обращении Уилберфорса. Даже последнее свое письмо от 24 февраля 1791 года Уэсли адресовал Уилберфорсу. В этом письме он высоко отозвался о его аболиционистской борьбе, сравнив ее с доблестным противоборством Афанасия Великого (ок. 293–373), отстаивавшего важность библейской доктрины полной божественности Христа.

Уилберфорс сначала всерьез размышлял о том, чтобы оставить политическую карьеру, избрав путь священнослужителя. Но, в отличие от версии, излагаемой в фильме, на его решение повлияла встреча с Джоном Ньютоном, автором того самого христианского гимна «Amazing Grace» («О благодать, спасен тобой»), который и дал название фильму. Именно Ньютон убедил Уилберфорса, что тот больше послужит добру, если останется в Парламенте.

В молодости, до обращения к вере, Ньютон лично занимался работорговлей. Ньютон написал слова к гимну «Amazing Grace» целиком и полностью опираясь на свой личный жизненный опыт. С ранних лет он служил матросом на кораблях, занимавшихся работорговлей. Во время одного из многочисленных рейсов по Атлантическому океану его корабль, попав в страшный шторм, потерпел крушение. Оказавшись на краю гибели, Ньютон впервые начал молиться. Он задумался о том, что за ту жизнь, которую вел, он вряд ли заслуживает прощения. Но, тем не менее, корабль чудом спасся, и Ньютон понял, что это был знак свыше. Вскоре после этого Ньютон оставил работорговлю, став викарием в английской деревне Олни, в графстве Бакингемшир. Здесь Ньютон познакомился с поэтом Уильямом Купером, который, так же как и Ньютон, пришел к вере только в зрелом возрасте. Они стали друзьями, и плодом этой дружбы стал целый сборник под названием «Гимны Олни», который был опубликован в феврале 1779 года. В этот сборник вошло 384 гимна, которые исполнялись во время служб в церкви, где служил Ньютон. Этот сборник был очень популярным и неоднократно переиздавался.

Первое, на чем принялся настаивать Ньютон после своего обращения, – это чтобы с рабами обращались гуманно. Но вскоре он пришел к выводу, что рабы тоже сотворены по образу Божьему, так что работорговля является злом по самой своей сути, и этого не изменить никакими гуманными мерами. Он оставил это занятие, подружился с великими христианскими проповедниками Джорджем Уайтфилдом (1714–1770), братьями Джоном (1703–1791) и Чарльзом Уэсли (1707–1788), стал служителем церкви и свидетельствовал о жестокости работорговли перед королем Георгом III (1738–1820).

Именно тогда деятельность Уилберфорса в Парламенте получила новое направление — он начал выступать за смягчения наказаний для преступников, а вскоре возглавил движение за отмену работорговли. Он стал широко известен своей исторической речью, произнесенной в Палате общин 12 мая 1789 года, главной мыслью которой была отмена работорговли.

Среди аболиционистов, с которыми познакомился Уилберфорс, особенно выделялся один необычный человек - Олауда Эквиано, который, в свою очередь, так же повлиял на Уильяма. Родом Олаудио был из народа игбо. Он был рабом в молодости, позднее купил себе свободу, был моряком и купцом в Южной и Северной Америке, а также Арктике. Его автобиография, реалистично описывавшая ужасы рабства, повлияла на общественное мнение современников.

Проведя несколько лет в путешествиях и торговле, Эквиано приехал в Лондон, где принял участие в движении аболиционистов. Наиболее сильную поддержку движение имели среди квакеров, однако в тот момент оно уже не связывалось с конкретной религиозной общиной. Сам Эквиано был методистом.

У Эквиано обнаружился талант оратора, его познакомили со многими влиятельными людьми, которые порекомендовали ему описать свою биографию в книге. Эквиано получил финансовую поддержку от филантропов-аболиционистов. Его книга удивила многих качеством и подробностью описаний, литературным стилем и пафосом, направленным против рабовладельцев. Под заголовком «Увлекательная повесть жизни Олаудаха Экиано, или Густава Вазы, африканца», книга была впервые опубликована в 1789 году и вскоре выдержала несколько переизданий. Более того, книга была одним из первых примеров печатного произведения писателя африканского происхождения в Европе.

В результате был собран Комитет за отмену работорговли, в который вошли и так называемые «евангелические англикане». Уилберфорс возглавлял эту парламентскую кампанию против британской работорговли в течение нескольких десятилетий. Так, именно деятельность Уильяма Уилберфорса привела к тому, что 25 марта 1807 года вступил в силу принятый Парламентом закон о запрете работорговли, а сам Уилберфорс вошел в историю как главный борец против рабства в британском Парламенте.

Закон этот, впрочем, отменил работорговлю, но не рабство, которое просуществовало в Британии вплоть до 1833 года. Уилберфорс был убежден в важности религии, нравственности и образования. Все последующие годы Уилберфорс последовательно поддерживал кампанию за полную отмену рабства, и это продолжалось до 1826 года, когда он был вынужден уйти из Парламента из-за его ухудшающегося здоровья.

Все это остается за кадрами фильма «Удивительная благодать». Сам же фильм - это драматичное повествование о борьбе человека за те принципы, в которые он верил. Он был верен этим принципам до конца своей жизни, и увидел, как его усилия принесли плоды - начатая им кампания привела к закону об отмене рабства в 1833 году, по которому рабство было официально отменено в большинстве стран Британской империи. Уильям Уилберфорс умер через три дня после слушаний, будучи уверенным в прохождении закона через Парламент. Это случилось 29 июля 1833 года. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве, рядом с его другом Уильямом Питтом.
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>