“Сущность Христианства - это Нагорная Проповедь” - тезис, с которым доводится сталкиваться снова и снова. Но так ли это? Прежде всего, отметим, что под “Нагорной Проповедью” у нас часто понимается нечто довольно отдаленно связанное с соответствующим фрагментом Евангелия от Матфея; примерно также, как под “Десятью Заповедями” смутно понимают что-то вроде “правил человеческого общежития”. Нагорная Проповедь видится как сборник милых, теплых, ни к чему не обязывающих пожеланий о том, что надо быть славным и приветливым парнем.
Но если мы откроем сам евангельский текст, мы обнаружим нечто другое. Удивительным в Нагорной Проповеди являются не этические наставления как таковые - а Тот, кто их поизносит. Похожие нравственные максимы можно найти в Ветхом Завете, и даже за пределами библейского мира.
Для того, чтобы преподать людям определенные моральные наставления и предостережения, хватило бы Пророка. Достаточно было бы нового Исайи или Иеремии, чтобы сказать “Так говорит Господь: любите врагов ваших”. Человек, который передает нам прямую речь самого Бога, вызывает благоговейный трепет. Он возвещает нам слова Создателя и Судии Вселенной, того, в Чьих руках находится наша временная и вечная участь.
Но Иисус выбирает совершенно другую манеру речи. Он говорит “Я говорю вам”. В Нагорной Проповеди Он выступает не передатчиком, не интерпретатором, а источником учения. Мы сталкиваемся не только с наставлениями - мы оказываемся перед лицом Человека, выдвигающего притязания на то, что именно Он - автор и податель Божиего закона. “Учение Иисуса” если мы обратимся к нему непосредственно в Евангелии, содержит, как косвенное так и прямое, свидетельство Иисуса о Себе как о Боге, Судии и Спасителе. В этом его резкое отличие от любых других учений.
В Центре Евангелия стоит не послание и не учение, но сам Иисус, который говорит о Себе как Боге, Судии, Пастыре и Спасителе. Если это правда (а как бы мы могли принимать “учение Иисуса” если бы это не было правдой?) то Иисус - не когда-то очень давно умерший учитель, а Бог и Спаситель, который жив и сейчас.
Цель Евангелия - не в том, чтобы познакомить нас с определенными наставлениями, но в том, чтобы привести нас в живое общение с определенной личностью. Это общение предполагает глубокое изменение нашего поведения, да и вообще отношения к жизни - и тут нам надо обратить внимание на наставления. Но сущность Христианства - это не наставления, это Личность, Иисус Христос.